Старая поговорка про жизнь-зебру, где белая полоса соседствует с черной, — точно про владельца бизнес-группы «Сумма» Зиявудина Магомедова. Еще неделю назад был свободен, богат и счастлив: роскошный особняк в центре Лондона, 138-метровая яхта за 300 млн долларов (больше только у Абрамовича), собственный самолет, денег куры не клюют: по данным Forbes, 1,75 млрд «зеленых» на двоих с братом Магомедом.
А сегодня камера-одиночка в СИЗО «Лефортово» без телефона, телевизора, душа (помывка раз в неделю), даже зубная щетка с порошком казенные — свои при аресте не захватил. И три уголовные статьи с общей суммой претензий на 2,5 млрд рублей: «Мошенничество в особо крупном размере», «Присвоение или растрата денежных средств», «Организация преступного сообщества или участие в нем». Последняя — самая тяжкая: до 20 лет лишения свободы.
Естественно, виновным себя не признает: «Все предъявленные обвинения не выдерживают критики с точки зрения правовой логики...» Адвокат Наталья Сидоренко выразилась жестче: «Возмущает позиция наших правоохранительных органов: любую предпринимательскую деятельность, целью которой является извлечение прибыли, наши правоохранительные органы расценивают как создание преступного сообщества. Это абсурд, бред...»
Но факты свидетельствуют: «организованное сообщество» братьев Магомедовых, их родственников, друзей и партнеров действительно существовало. Было ли оно преступным — в соответствии с нормами Уголовного кодекса — вот в чем нужно разбираться.
За отправную точку возьмем тот факт, что всего восемь лет назад, по итогам 2009-го, Forbes едва разглядел Зиявудина Магомедова в перечне состоятельных российских бизнесменов, оценив его капитал в жалкие по нынешним временам 70 млн долларов. А сегодня (точнее, до ареста) эта сумма владельца «Суммы» выросла более чем в 20 раз, и клан Магомедовых оказался на пятом месте в рейтинге богатейших семей России. На каких «дрожжах» такое возможно?
По данным следствия, основание нынешней империи Магомедовых построено на песке. И это не фигуральное выражение, а факт, зафиксированный в уголовном деле, возбужденном в Калининградской области в августе 2014 года. Причиной послужило мошенничество при подготовке площадки на острове Октябрьский под строительство стадиона «Арена Балтика» к чемпионату мира — 2018. Там входившая в группу «Сумма» компания «Глобалэлектросервис» подрядилась для укрепления слабых грунтов отсыпать почти 1,6 млн кубометров песка определенной марки — и сжульничала на качестве материала. Сверхплановая прибыль «Суммы» на этой операции превысила 500 млн рублей.
Но еще в Библии говорилось: безрассудный человек, кто строит дом на песке, ибо придут ветры, и он развалится... Насыпанная подушка стала деформироваться — жульничество обнаружили. От исполнителей потребовали заменить все 1,5 млн кубов некачественного грунта на проектный, однако те дело сумели замотать, и лишь в прошлом году непосредственных участников аферы арестовали: принявших объект заместителя областного министра строительства Амира Кушхова и замглавы регионального Управления капстроительства Сергея Трибунского, а также исполнителя — заместителя гендиректора «Глобалэлектросервиса» Хачима Эристова. Сам эпизод ныне лег в уголовное дело Зиявудина Магомедова.
Но тогда «песочная безнаказанность» в Калининграде, видимо, так понравилась хозяевам «Суммы», что они повторили ее через год в Санкт-Петербурге, заключив договор на расширение территории (с намывом грунта) острова Крестовский под строительство станции метро, автомобильной парковки и зоны отдыха, прилегающих к новому стадиону «Зенит-Арена».
Стоимость контракта составила 2,2 млрд рублей. Но когда объект был сдан, а деньги получены, выяснилось: берегоукрепление выполнялось с нарушениями проекта, с отсутствием некоторых проектных конструкций, «что создавало угрозу разрушения строящихся на нем объектов». Представляете, какими могли оказаться последствия?
Этот эпизод теперь тоже фигурирует в уголовном деле владельцев «Суммы». Спрашивается: почему с почти трехлетним опозданием?
У братьев Магомедовых очень крупный бизнес, причем преимущественно связанный с государством. Они владеют половиной Объединенной зерновой компании (вторая половина — у государства), через которую идет больше половины российского зернового экспорта. У них четверть акций Новороссийского морского торгового порта (третий по грузообороту портовый оператор Европы), как и у государственной компании «Транснефть». Они контролируют Якутскую топливно-энергетическую компанию, а в строительном бизнесе несколько лет подряд считались ведущими подрядчиками государства на крупнейших стройках — этакими «королями госзаказа». Принадлежащая «Сумме» компания «Строй-новация» выигрывала тендеры на строительство участков нефтепроводов Балтийской трубопроводной системы — 2, «Восточная Сибирь — Тихий океан», Каспийской трубопроводной компании. И т. д., и т. п.
У Зиявудина Магомедова, что называется, «вся грудь в орденах»: награжден орденом Дружбы и орденом Почета, а также региональным орденом «За заслуги перед Республикой Дагестан». А уж почетных грамот и благодарностей не счесть. Уже пять лет он входит в Международный дискуссионный клуб «Валдай», на заседаниях которого президент Владимир Путин ежегодно рассказывает международной общественности о своих проектах и планах. Он член Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России при президенте России. А его брат Магомед был членом Совета Федерации — верхней палаты российского парламента, дважды баллотировался на пост президента Дагестана, а с 2016 года возглавляет правление Ночной хоккейной лиги, созданной в 2011 году Владимиром Путиным, когда президент России захотел на досуге играть в хоккей.
В общем, люди, хорошо известные во власти, и, когда читаешь этот перечень, невольно возникает вопрос: кто же входит в «организованное преступное сообщество», возглавляемое братьями Магомедовыми? Но когда начинаешь знакомиться поближе с их бизнесом, картина выглядит не столь благостной. К примеру, совладельцем крупнейшей зерновой компании России, отвечающей за все фонды зерновых интервенций в стране, группа «Сумма» стала фактически без конкурса, по эксклюзивному указу Дмитрия Медведева (тогда президента РФ). После чего от зерновиков пошли жалобы, что их «опустили ниже плинтуса», на то, что ОЗК не в государственных, а в собственных интересах проводит политику сильного демпинга при закупке зерна для дальнейшей его перепродажи за рубеж.
Получив в операционное управление Новороссийский морской торговый порт, Магомедов говорил: «Наши отношения с «Транснефтью» — один из самых удачных примеров частно-государственного партнерства». Но вскоре рассорился со вторым основным акционером. Как писала деловая пресса, госкомпания заподозрила партнера в отвлечении части прибыли в пользу подконтрольных ему контрагентов. Руководство порта сильно завышало расходы на сервисные работы, фактически занимаясь выводом в пользу «Суммы» большой денежной массы, утверждали в «Транснефти».
Купив по дешевке (620 млн рублей) у властей Якутии компанию «Якутгазпром» — основное газодобывающее предприятие республики и единственного поставщика газа для всего региона, «Сумма» теперь требует от властей «обратной покупки» переименованного в ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания» актива уже за 1,6 млрд долларов (с учетом сделанных компанией долгов). Не правда ли, похоже на игры наперсточников?
Перечисление можно продолжить. Все это хорошо для бизнеса, пока действуют связи в самых верхних правительственных кабинетах, — и плохо, если эти ниточки начинают рваться. А у Магомедовых именно так.
Результат не удивляет: после ареста братьев Магомедовых они оказались чуть ли не единственными в России бизнесменами, за которых не торопятся вступаться коллеги и партнеры. Бизнес-омбудсмен Борис Титов заявил, что пока не получал обращения от предпринимателей. Вице-президент РСПП Игорь Юргенс отмечает, что обыски по делам Магомедовых прошли в 150 пунктах России, а «на ровном месте так не бывает». В СМИ резюмируют: Зиявудин Магомедов «всех утомил. Построил дороги — они развалились, проложил трубопроводы — они просочились».
Эксперты связывают нынешние беды братьев Магомедовых с ослаблением позиций вице-премьера Аркадия Дворковича, которого с однокурсником Зиявудином связывают давняя дружба и общие интересы. СМИ пишут, что с 2008 года и сам Дмитрий Медведев стал негласным покровителем группы «Сумма».
Но теперь плюс стал минусом. В преддверии грядущего обновления правительственного кабинета противники Медведева объединились в стремлении сделать все возможное, чтобы в России сменился премьер. И бьют по его окружению — тем более есть по кому и есть за что.
P.S. Похоже, Кремль не против. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уже заявил, что возбуждение уголовного дела в отношении Магомедовых — это «не одноразовая акция». И в конце концов «состоится суд, который определит виновных и невиновных»...