– Мы вынуждены выйти на улицу в связи с затянувшимися неразрешенными трудовыми спорами, – рассказал «Труду» председатель Федерального профсоюза авиадиспетчеров России (ФПАД) Сергей Ковалев. – Мы выступаем против действий руководства ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения», которое не выполняет обязательства по индексации заработной платы, предусмотренной условиями коллективного договора, и уклоняется от переговоров по заключению с нами договора на следующий период.
Массовые акции протеста по всей России авиадиспетчеры проводили еще в марте-апреле прошлого года. По словам председателя ФПАДа, профсоюз долгое время пытался урегулировать трудовой спор с работодателем мирно, без пикетов и голодовок. Было множество обращений: к руководству Росаэронавигации (в дальнейшем Росавиации) и в Минтранс России, в Минздравсоцразвития и Роструд, в Международную организацию труда и Общественную палату РФ.
– Все эти организации и органы исполнительной власти провели проверку, и подтвердили факты нарушений трудового законодательства руководством ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», – говорит С. Ковалев, – и рекомендовали ему устранить конфликтную ситуацию. Общественная палата также рекомендовала Минтрансу России рассмотреть вопрос о соответствии занимаемым должностям руководителей, которые своими действиями привели к созданию проблемы. Но за прошедший год не выполнена ни одна из указанных рекомендаций.
Более того, по мнению профсоюзов, количество нарушений трудового законодательства только увеличилось: недовольным, например, грозит увольнение. Незаконность ряда приказов об увольнении подтвердили суды. За год они удовлетворили исковые требования восьми работников предприятия о восстановлении на работе.
Возникшие трудовые (и не только) проблемы в отечественной системе авиаперевозок многие связывают с нынешним руководителем ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Валерием Горбенко. У аналитиков возникает немало вопросов. Например, почему за три с лишним года, которые В. Горбенко находится у руля госкорпорации, так не был реализован проект создания укрупненных центров по управлению воздушным движением (УВД)? Стратегически значимый для страны Московский центр по УВД в соответствии с распоряжением правительства РФ должен был быть построен в 2010 году, а его до сих пор нет. Сроки реализации проекта странным образом дважды отодвигались. В чем причина? В нерадивом подрядчике или неправильно сделанной проектной документации? А может, в бездеятельности или некомпетентности руководства ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»?
Другой вопрос: почему, как следует из представленного отчета Росавиации в Минтранс, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» выделило на программу «Модернизация единой системы организации воздушного движения до 2015 года» лишь чуть более 50% от запланированных денежных средств, а ввела в эксплуатацию новых объектов и того меньше? При этом оборудование старое, морально и физически устарело, а от его работоспособности и от квалификации тех самых притесняемых диспетчеров зависит безопасность полетов нас с вами. Также остается непонятной логика размещения неосвоенных бюджетных средств, проценты по которым существенно ниже средних банковских ставок.
«Все эти причины связаны с единственным поставщиком ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», который определен Указом президента. Не выполняет он обязательств перед ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» по реализации контрактов. Мы на него в суд подали, чтобы штрафы собрать», – объяснил ситуацию в одном из интервью В. Горбенко. Но с другой стороны, ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» все первые же суды выиграл, доказав ненадлежащее исполнение госкорпорацией обязательств по контрактам, что не позволило в установленные сроки реализовать необходимые мероприятия. «Дальнейшие судебные слушания откладывались из за неявки истца или по его ходатайству под разными предлогами, как, например, «занятость», – рассказывает пресс секретарь ОАО «Алмаз-Антей» Юрий Байков. – Как нам кажется, руководство ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» само поняло бесперспективность исков и умышленно затягивает рассмотрение дел».
Зато возникали попытки внесудебного решения проблемы. Ранее В. Горбенко пытался через Минтранс инициировать процедуру отмены Указа президента, определяющего ОАО «Концерн ПВО Алмаз-Антей» единственным поставщиком. Но план не сработал. В правительстве РФ после ряда консультаций сочли нецелесообразным что либо менять и предлагать это президенту.
Возникают вопросы и по структурированию воздушного пространства России – одна из задач Госкорпорации по ОрВД. Во всем цивилизованном мире это ряд мер, которые позволяют авиакомпаниям сокращать расходы при выполнении рейса. В основном за счет меньшего расхода топлива. По логике, если данные меры выполняются и расходы становятся ниже, то и цены на билет должны как минимум не расти. Теперь посмотрим, сколько стоят перелеты по России и как изменилась цена за последние годы… При этом цены на аналогичные по расстоянию перелеты в Европе зачастую вдвое дешевле, чем внутрироссийские.
Остается загадкой и еще один факт: почему всеобщее внедрение в России авиационной программы RVSM, которую в Европе реализовали за несколько недель еще в 2002 году, за три года работы нынешнего руководства ФГУП так и не закончено?
Очевидно, что проблемы воздушного движения России вызывают недовольство не только у авиадиспетчеров и других работников отрасли. Мы продолжим следить за этой наболевшей темой и надеемся, что в ближайшее время ситуация изменится.