IX Московский Пасхальный фестиваль, в этом году небывало протяженный и масштабный, открылся сразу двумя концертами в Большом зале Консерватории. Они обозначили широту палитры праздника — от знаменитой «Высокой мессы» Баха, исполненной великолепным Хором Шведского радио, до симфонических редкостей русской музыки XX века.

Знатокам известно, что слово «Московский» в названии фестиваля не следует понимать буквально. Во-первых, сам автор идеи Валерий Гергиев, пришедший с нею девять лет назад к Юрию Лужкову, — петербуржец, лидер прославленного Мариинского театра. Во-вторых, праздник быстро вышел за границы Москвы, охватывая от года к году все большее количество российских городов. В 2010-м этих городов стало 34 — от Москвы и Питера до глубинных Касимова и Зарайска, от дальневосточного Благовещенска до зарубежного Вильнюса.

Сам Гергиев с коллективом Мариинского театра выступит не только в Ярославле, Воронеже, Курске, Краснодаре, Владикавказе и Волгограде, но и в родном Петербурге. Там состоится премьера крупного, пока неизвестного в России (исполнялось только за рубежом) произведения композитора-авангардиста Николая Каретникова — оперы «Мистерия апостола Павла» в режиссуре Алексея Степанюка. Еще питерцы увидят новую постановку балета Щедрина «Анна Каренина» — на сей раз не в хореографии первой исполнительницы произведения Майи Плисецкой, а версию знаменитого русского хореографа Алексея Ратманского. Сама Плисецкая, кстати, была замечена на открытии фестиваля активно беседующей с министром культуры Александром Авдеевым.

Главный акцент праздника — московский. В Москве пройдут выступления оркестра Мариинского театра, включая традиционный открытый концерт в честь 9 Мая на Поклонной горе. Дадут в концертном варианте грандиозную оперу Берлиоза «Троянцы» — одну из новейших работ Мариинского театра. Здесь же, как, впрочем, и во всех остальных городах фестиваля, пройдут десятки хоровых концертов в храмах и замечательное ноу-хау Пасхального — звонильная неделя.