РОССИЮ НЕЛЬЗЯ ОТОДВИНУТЬ В АЗИЮ

В 2004 году начался новый этап в развитии ЕС. Это уже не тот союз, в который готовились

В 2004 году начался новый этап в развитии ЕС. Это уже не тот союз, в который готовились вступать новые государства. Основанный в 40-х годах на принципах общего интереса, в девяностые годы он выдвинул в качестве главных критериев демократические ценности, что осложнило вступление стран с недостаточно развитой демократией, а в сам союз привнесло дополнительные экономические и политические проблемы.
Полстолетия ЕС жил в условиях неведомого ранее благосостояния, высокого уровня социальной обеспеченности населения, имел возможности щедро помогать сотням тысяч беженцев, в том числе из далеких от Европы регионов, охваченных конфликтами. Много лет социально-экономическая модель оставалась главной вывеской на фронтоне ЕС, ныне все это рушится на глазах. Но все равно остается вопрос - закрыть или продолжить процесс расширения сообщества?
На мой взгляд, невозможно разрушить основные структуры ЕС, даже если из него выйдут две-три страны, чего в перспективе исключать нельзя. ЕС выстраивался недемократическим путем, народы не спрашивали, решения принимали политики. Из поколения в поколение они придерживаются "исторической идеи" построения некоей европейской империи, которая должна будет бороться за свое место в новом мире. В этих условиях ЕС не может исчезнуть и будет, как мне кажется, расширяться, видоизменяясь на марше.
Возникает вопрос: а где границы, пределы этому движению? По одной из существующих концепций, будущее содружество не должно иметь более 30 государств. Это страны "исторической Европы" со времен Карла Великого не включающие, например, Россию и Турцию. По Турции в принципе решение достигнуто, она видимо войдет в ЕС, правда, лет через 10 - 15.
Россия, как это ни странно на первый взгляд, является главным конкурентом ЕС за будущее влияние на Европу. Запад хотел бы не допустить к решению судеб Старого континента государства, которые не войдут в ЕС в его новых формах. В ЕС есть влиятельные силы, не находящие места для России в той Европе, которая строится на фундаменте западных ценностей - демократии, либеральной экономике, уважении прав человека. Такая позиция, понятно, Россию не устроит. Она считает себя частью Европы и будет стремиться к полноправному участию в делах этого континента. Это классический конфликт, решение которого ищут, но поиски эти весьма сложны.
Если Россия утратит свое влияние на Европу, то будет отодвинута в Азию, может даже вообще утратить свою идентификацию самостоятельного, сильного государства и затеряться на окраинах мировой политики. Противостояние ЕС и России резко изменилось после победы "оранжевой революции" в Украине. В случае успеха на выборах Виктора Януковича мог возникнуть в той или иной форме союз России, Украины и Белоруссии, который бы не противостоял Европейскому сообществу, но был бы суверенным и мощным партнером с соответствующими возможностями и влиянием. Сейчас эта идея нереальна.
У Украины появилась возможность вступить в ЕС, правда, на мой взгляд, не ранее, чем лет через десять, и уже не в нынешнее сообщество, а в то, которое сложится к тому времени. Во что оно превратится, сказать невозможно - Соединенные штаты Европы, Европейский союз с США, в котором Европа будет заниматься прежде всего экономическими проблемами или обретет иную форму с иными функциями? В любом случае нынешний ЕС станет совершенно иной организацией.
В ХХI веке, что ясно уже сегодня, Европа по всем показателям уступит не только США, но и Азии. В этих условиях старый континент нуждается в консолидирующей организации, но ни один политик не готов дать ответа, как будет выглядеть эта структура. Перспектива движения Европы вперед необходима, но сегодня она невнятна уже по причине разногласий внутри сообщества. Одни выступают за расширение, другие против. Южные страны хотели бы более тесных отношений с африканскими государствами. Германия выступает, как бы ни трансформировался Европейский союз, за тесное сотрудничество с Россией. Польша не прочь отодвинуть вашу страну лет на десять в сторону, чтобы развивать ЕС без ее влияния и лишь потом вернуться к проблеме взаимодействия с Россией. Вполне допускаю мысль о том, что под воздействием США в новую Европу может войти и Израиль, если окажется перед нарастающими внешними угрозами, которые он не в состоянии отразить в одиночку.
Захочет ли реформируемая Европа быть с Россией, захочет ли Россия быть с такой Европой? В какой форме продолжится взаимодействие или противостояние двух будущих гигантов в этом регионе нашей планеты? Лишь время ответит на такие вопросы. Нелишне при этом еще раз напомнить и о факторах внешнего воздействия. США не покинут Европу, выстраивая и видоизменяя отношения с ней в соответствии с вызовами эпохи. Новые проблемы поставит перед старым континентом азиатский регион с его нарастающей мощью. И события в исламском мире, несомненно, повлияют на преобразования Европы. Европейское сообщество через два десятка лет мало чем будет напоминать союз, возникший более полустолетия назад.