ДВЕ ТАТЬЯНЫ
Две цепные дворняги зашлись лаем на всю улицу - свой хлеб отрабатывают, охраняя хозяйское добро. Его у Осинцевых немало - три трактора, "Газель", 4 буренки в хлеву, отара овец. Гостей встречает хозяин Анатолий Георгиевич. Степенный черноусый мужчина до боли жмет руку крепкой ладонью.
Просторный дом, крепкие сараи. Чувствуется хозяйская рука. В этой семье лентяев нет - все три поколения работают. Пять дочерей помогают матери по дому, сыновья с отцом тянут воз мужской работы. Даже в мальчишках проявляется коммерческая жилка: не бесплатно развозят по соседским огородам навоз.
- Меня отец с детства учил порядку, да и сейчас замечание может сделать, - говорит глава семейства, кивая на деда Георгия, который тоже никогда не сидит без дела.
Три месяца назад у Осинцевых родился двенадцатый ребенок. Малышку нарекли Татьяной, в честь мамы. Дети установили очередь, чтобы понянчить сестричку.
- Мы как-то и не замечаем, что нас много. Все при деле, у каждого свои обязанности. Мы с мужем тоже в больших семьях росли, - улыбается гостеприимная хозяйка Татьяна Евгеньевна, которая по стати даст фору иным городским красавицам.
Для сведения: в Башкирии в 2004 году родилось 45 600, а умерло 57 700 человек. Республиканские власти давно бьют тревогу как из-за низкой рождаемости, так и из-за неэффективного сельского хозяйства. В такой ситуации фермерское хозяйство из Бирского района вроде бы должно стать объектом внимания и опеки со стороны органов власти. Но на практике они живут сами по себе, опираясь только на собственные силы.
НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Шесть лет назад механизатор совхоза "Бирский" Анатолий Осинцев обратился в районный земельный комитет с просьбой выделить участок. На совхозную натуроплату прожить было трудно. Получив 20 гектаров сенокосных угодий, развел коров и овец.
- С деньгами на текущие нужды стало легче, но на развитие почти ничего не остается, - признается фермер.
В Башкирии зарегистрировано около 5 тысяч фермерских хозяйств, а твердо встать на ноги смогли лишь 120. Немало крестьян работает на 3 - 5 гектарах земли. "Чтобы заниматься овощеводством, этого вполне достаточно", - говорят специалисты.
Однако сложностей у хозяев хватает. Вот у тех же Осинцевых появились недоброжелатели: одни упрекают, что "нищету плодят", других зависть гложет, когда детские пособия Татьяна получает. Общественное мнение пока таково,что работящую и дружную семью не ставит в пример тем, кто, живя на земле, нищенствует.
- Крестьянский труд не сладок, - рассуждает Татьяна-мама, ветврач по образованию. - Но я верю, что у нас получится. В городе молодежь ищет работу. А наши дети готовы продолжить отцовское дело, да и умеют они уже многое.
ПО 10 ТЫСЯЧ НА БРАТА
В помощь государства Осинцевы не верят.
- Зачем время зря терять в чиновничьих коридорах? Все равно ничего не дадут, а если и дадут, то спросят трижды - себе дороже, - заявляет Анатолий Георгиевич. - К примеру, два года назад президент как многодетной семье подарил нам "Газель". Это была большая радость. Но теперь чиновники требуют за машину почти пять тысяч рублей налога заплатить. Получается: одной рукой дают, другой - отбирают.
Судя по отчетам, в прошлом году крестьянским фермерским хозяйствам республики была оказана господдержка в размере 50,5 миллиона рублей. Цифра вроде внушительная, но в среднем на одно хозяйство получается всего 10 - 11 тысяч рублей. Что на них купишь?
Тем не менее число фермерских хозяйств увеличивается из года в год. Людям по душе свободный труд на своей земле. Только им надо помочь. По мнению специалистов, фермерам нужны льготные долгосрочные кредиты, когда 2/3 процентной ставки покрывается из бюджета РФ, а 1/3 - из бюджета республики. С недавних пор за эту работу в республике взялись несколько банков, в том числе специально созданных для поддержки сельхозпроизводителей. Может, и семья Осинцевых помощи дождется?