ХВАТИТ ЛИ НА ВСЕХ ТОПЛИВА?

Стабилизация отечественной экономики во многом зависит от обеспеченности страны энергетическими ресурсами. И газ здесь играет ведущую роль, поскольку его удельный вес в топливно-энергетическом балансе составляет более 50 процентов. Однако российский рынок газа нуждается в серьезном реформировании. Иначе через несколько лет отрасль может остаться без средств к существованию, а страна - без самого популярного энергоресурса.На состоявшемся в Смоленске Всероссийском совещании руководители газовой отрасли, ведущих министерств и ведомств главы администраций 59 регионов обсудили пути и способы более надежного газоснабжения потребителей, а также газосбережения как основных условий экономического развития.

СЕГОДНЯ многое изменилось на российском рынке. Впервые за последние несколько лет он становится платежеспособным. Как отметил в своем выступлении генеральный директор ООО "Межрегионгаз" Валентин НИКИШИН, в минувшем году заметно вырос уровень платежей за "голубое топливо", причем доля денежных средств достигла 80 процентов.
Однако в 17 регионах уровень оплаты остается недостаточным. "Знакомые все лица" наблюдаются в списке основных должников Газпрома. Это РАО "ЕЭС России" - 19,4 миллиарда рублей, газораспределительные организации (ГРО) - 18 миллиардов, коммунально-бытовой сектор - свыше 3 миллиардов, бюджетные организации - 10 миллиардов рублей. Вместе с тем уже созданы предпосылки к уменьшению задолженности за газ, а также к более рациональному его использованию.
Рем Вяхирев, председатель правления ОАО "Газпром":
"ГАЗ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НАДО ТОЛЬКО ТАМ, ГДЕ БЕЗ НЕГО НЕЛЬЗЯ ОБОЙТИСЬ"
- Рем Иванович, назовите, пожалуйста, наиболее важные области использования "голубого топлива" сегодня.
- Это прежде всего газохимическая промышленность, металлургия, производство минеральных удобрений, другие сферы промышленного производства, где газ применяется с высокой долей эффективности.
Вторая, не менее важная область применения - газификация населенных пунктов, прежде всего сельских. Это не дань моде, а ясное понимание того, что газификация глубинки - основа выживания российского населения.
Третье назначение газа - использование его в экологически грязных районах, прежде всего в таких крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург, Саратов. А также там, где нет других видов топлива.
- А какое место занимает экспорт газа?
- Это наше "подсобное хозяйство", без которого пока не обойтись. Правда, от экспортной выручки после уплаты всех российских налогов Газпрому остается сумма, перекрывающая где-то 50 процентов инвестиций, необходимых для поддержания газодобычи на уровне 530 млрд. кубометров в год.
Чтобы добывать газа больше, надо строить новые магистрали. А строительство транспортной системы - дело очень дорогое.
Между тем даже при существующем уровне добычи, отмечалось на совещании, стране вполне хватит "голубого топлива", если его рационально использовать, постепенно выравнивая перекошенный топливно-энергетический баланс, широко применяя альтернативные виды топлива, особенно во время отопительного сезона. Однако, по данным Госэнергонадзора, в предзимний период 2000 года угля было запасено 65 процентов, мазута - 34 процента от необходимого количества.
Александр Прохоров, губернатор Смоленской области:
"ТО, ЧТО РАНЬШЕ СЧИТАЛОСЬ ДОСТОИНСТВОМ, СТАЛО НЕДОСТАТКОМ"
- Мы разделяем позицию Газпрома в отношении альтернативных видов топлива. И в своем регионе стремимся переломить сложившуюся за многие годы ситуацию. Это не так просто - ведь на протяжении многих лет "ставка на газ" казалась правильной. Вот в нашей области природный газ в выработке теплоэнергии составлял 80 процентов, и раньше мы этим гордились. Сейчас у нас другая цель - возрождение собственной топливной промышленности. Мы уже увеличили в балансе применение топливной древесины до трех миллионов кубометров, повышаем уровень использования бурых углей. Считаю, что до 30-40 процентов природного газа сэкономим за счет газосберегающих технологий и мероприятий.
- Куда пойдет высвобождающийся газ?
- В первую очередь для населения. Уровень газификации Смоленщины всего 30 процентов. Явно недостаточно. Но сегодня мы подписали с Газпромом соглашение о сотрудничестве, где одним из основных стал пункт о газификации области.
Расширение газификации регионов напрямую связано с развитием газового рынка в России. Специалисты не раз подчеркивали, что внутренний рынок обладает огромным потенциалом, что Газпрому и другим производителям газа было бы очень выгодно работать здесь при наличии эффективной нормативно-правовой базы, обоснованной тарифной и налоговой политики. Путям развития российского рынка газа было уделено особенное внимание. 2001 год должен стать в этом плане переломным. Прежде всего речь идет о формировании конкурентной среды. Это когда на рынке есть несколько поставщиков и когда недостающие объемы газа можно не выпрашивать у Газпрома и не жаловаться на урезанные (зачастую совершенно справедливо) лимиты, а купить их у кого-то другого, пусть даже по более высокой цене.
Наряду с этим будет сохраняться государственное регулирование цен для населения и тарифов на транспортировку газа.
Стратегия обозначена четко. Но модели формирования рынка предложены разные: более жесткая, разработанная Министерством экономического развития, и "мягкая", поэтапная, предложенная Газпромом. Как подчеркнул В. Никишин, в процессе формирования газового рынка должен сохраняться основной принцип: "Не навреди". Поэтому и реальные темпы преобразований будут зависеть от динамики сближения цен на газ и основные виды топлива и формирования оптимального топливно-энергетического баланса.
Снизить зависимость российской экономики от одного вида топлива - газа - одна из важнейших задач сегодняшнего дня. "Ключом" к ее решению является ценовая политика, вызывающая столь неоднозначную реакцию у поставщиков и потребителей газа.
Георгий Кутовой, председатель Федеральной энергетической комиссии (ФЭК):
"РАБОТА ФЭК - ЭТО ПОЛИТИКА КОМПРОМИССОВ"
- Формирование цены происходит на уровне спроса и предложения, и мы стремимся к этому. Но в нынешних условиях найти компромисс между поставщиком и потребителем очень непросто, потому что спрос не всегда бывает платежеспособным. Шаг к оптимальному решению проблемы, на мой взгляд, состоит в создании Единого тарифного центра, объединяющего основные монополии страны.
- Для чего этот центр нужен?
- Он будет вести стабильную, разумную ценовую политику всех естественных монополий, которые со своей стороны должны принимать только обоснованные ценовые решения с учетом возможностей друг друга и российской экономики в целом.
- Что будет в дальнейшем с ценами на природный газ?
- На внутреннем рынке они станут постепенно повышаться - до 55 долларов за 1000 кубометров. Это равновесная цена, которая делает одинаково прибыльной деятельность Газпрома как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
- Зачастую региональные энергетические комиссии (РЭКи) устанавливают неоправданно низкие цены на газ...
- Да, ценовая палитра очень неравномерна. И сейчас мы занимаемся вопросом координации деятельности между федеральными и региональными органами регулирования цен. Не зря в работе нынешнего совещания принимают участие руководители РЭКов.
- Почему в последнее время так часто меняется цена на газ? Повышаете на копейки, а неудобств - на рубль.
- Это связано прежде всего с инфляционными процессами. К сожалению, Газпром поставлен в такие условия, что цены приходится пересматривать постоянно. Однако мы стремимся к созданию таких условий, чтобы потребитель своевременно знал базовую цену и время ее изменения. При нынешней ситуации корректировка цены должна производиться раз в полугодие. При годовой инфляции ниже 10 процентов - раз в год. А при еще более сдержанных инфляционных процессах - не чаще одного раза в пять лет, как это делается в экономически развитых странах. В любом случае газ со временем должен стоить дороже нефти и угля. Это, кстати, не только приведет к паритету цен, но и поправит перекошенный баланс.
Снижение ажиотажного спроса на газ на внутреннем рынке - задача важная. Но наряду с этим, отметил В. Никишин, необходимо позаботиться о создании условий для поддержки и развития ресурсной базы газа. Для этого предполагается привлечь на российский рынок газ, импортируемый из Средней Азии. Ресурсную базу можно расширить и за счет освоения малых месторождений. Еще один источник - повышение эффективности использования газа.
Вопросам учета за расходом "голубого топлива" участники форума уделили особое внимание. Было отмечено, что фактический расход газа в нашей стране в полтора и более раза превышает аналогичные показатели развитых стран. Потери дорогостоящего ресурса порой достигают 60 процентов (в развитых странах уже 20-процентный показатель считается недопустимым). А наряду с этим иные руководители регионов и предприятий жалуются на недостаток лимитов, требуют дополнительных объемов газа.
Василий Кичеджи, заместитель полномочного представителя президента России по Центральному федеральному округу:
"НЕ ВСЕМ ЖАЛОБАМ НАДО ВЕРИТЬ"
- Нередко, когда мы начинаем разбираться по лимитам, откликаясь на жалобы руководителей предприятий, понимаем, что Газпром совершенно прав в своих расчетах. Зачастую потери топлива несоизмеримы с потребностью в нем. В Центральном федеральном округе, куда входит 18 областей, с энергосбережением пока неважно. Но мы постоянно держим этот вопрос на контроле. Сейчас, например, решаем задачу реформирования котельных, а также занимаемся вопросами развития малой энергетики.
- Василий Николаевич, выгодно ли регионам заниматься вопросами газосбережения?
- Конечно, особенно если сэкономленный газ остается в регионе.
- Как вы оцениваете работу "Межрегионгаза" на российском рынке?
- Хорошо, но считаю, что налоговые поступления от этой компании должны идти не в Москву, а оставаться в регионах.
В целях совершенствования деятельности "Межрегионгаз" провел внутреннее реформирование, сократив центральный аппарат и создав сеть регионгазов в 46 субъектах Российской Федерации. Выигрыш для сторон очевиден. Двухуровневая система позволяет "Межрегионгазу" эффективнее работать на внутреннем рынке - сегодня эта компания продает до 90 процентов всего добываемого газа.
К концу 2001 года суммы от налогов, оставшиеся в регионах, превысят 14 миллиардов рублей. Это даст новый импульс к экономическому развитию территорий.