Нынешние разговоры о ЖКХ и жизни давным-давно подытожил Салтыков-Щедрин: «Народ в изумлении...»
Моя приятельница из Уфы уже год продает квартиру. И все это время я выслушиваю от нее жалобы на запредельные тарифы на отопление. Таких тарифов, горячится она, нет в соседних Челябинске, Оренбурге или Казани! Вот опять, восклицает, пришел счет на отопление почти на 11 тысяч — это за месяц: Квартира пустует, непонятно, кого в ней так старательно обогревают. «Я уже ходила в управляющую компанию. А они мне: «Как мы вам эту подачу уберем? Платите, как все». Неужели «все» не возмущаются такими цифрами?
Другой пример: сын подруги тоже продает жилье в Уфе, его квартира тоже пустует. Сам он постоянно в разъездах между Екатеринбургом, Казанью и Питером. Приезжает — в ящике счет за электроэнергию на 7 тысяч. Он парень горячий: руки в ноги — и к теткам в управляющую компанию: «Это что?» — «А это предварительный счет, как бы на всякий случай, — ничтоже сумняшеся отвечают они. — Дверь вашей квартиры никто не открыл, мы показаний вашего счетчика не сняли, вот и поставили эту цифру...» От такой святой простоты, что хуже воровства, человек впал в ступор. Кстати, вспомнилась цитата из Салтыкова-Щедрина: «Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления». Прямо-таки наш случай.
Так что, когда на Масленицу позвонила подруге, та в возбуждении убегала на митинг по поводу тарифов ЖКХ. Бросила, что в последний момент власти митинг перед ДК Химиков запретили, так как там внезапно наметились народные гулянья. Звоню ей на мобильный узнать обстановку. Народу, сообщает, много, не меньше тысячи, всем предлагают идти внутрь ДК, но люди внутрь не хотят, притулились с боку ДК и толкают речи. Возмущение граждан зашкаливает, каждый пришел со своей историей. Больше всего народ поливал «БашРТС» — «Башкирские распределительные тепловые сети» — и территориальные управляющие компании.
— Виноваты не только «БашРТС», — уверен активист «Левого фронта» Альберт Рахматуллин, — налицо бездействие надзорных органов. Вы посмот-рите, сколько их: Госжилстройнадзор, Госкомитет по тарифам, УФАС, отделы по ЖКХ в каждой администрации плюс целое министерство республиканское по ЖКХ! А чем занимаются? И чем они занимались все эти годы, что ситуация достигла точки кипения? Зачем они вообще нужны, если жители должны сейчас сами лазать по подвалам, проверяя счетчики, а затем сидеть по вечерам с калькулятором? Почему мы должны ходить в суды, доказывая свою правоту?
А вот еще голоса.
— В моей квартире стоят современные счетчики. И я не понимаю, почему такие большие наценки произошли? Посмотрел, в каком ужаснейшем состоянии наши подвалы, — везде течи! Горячая вода уходит коту под хвост; море гигакалорий тепла тратится! Почему мы должны платить за это безобразие?
— У меня пенсия — 11 700 рублей. А мне принеси квитанцию на 6800! На что мне жить? — возмущается пенсионерка.
— А у нас вот квитанция на 15 тысяч! — вторит ей пожилая пара.
Выясняется, что у «БашРТС» в микрорайоне Юрюзань уже несколько лет стоит котельная, которая не работает, но люди по-прежнему платят за ее содержание и обслуживание, причем под соусом роста тарифов, обусловленных инвестпрограммой. Абсурд — если, конечно, речь не о банальном воровстве, «инвестициях» в чьи-то карманы. Но кто должен дать ответы на все эти вопросы из возмущенной толпы?
Еще одна история: жители трех домов по улице 30 лет СССР в Уфе летом прошлого года начали собственное расследование, чтобы понять, что творится с теплом в их домах. Оказалось, что в проектах по отоплению, подготовленных «БашРТС» на каждый дом и введенных в действие с февраля 2017 года, указаны такие цифры расхода теплоносителя и давления в теплосистеме, которые недопустимы для домов с чугунными радиаторами — а в этих домах радиаторы именно такие. Немудрено, что сети такой нагрузки не выдержали и потекли пуще прежнего — утечка тепла выросла в 10-12 раз!
Слово Лилии Чанышевой, проводившей свой собственный анализ ситуации. И вот ее выводы:
— Я посмотрела графики температуры в Уфе в зимние месяцы: в последние два года идет потепление — почему тогда перерасчеты за тепло ведут к повышению платы за отопление? И почему у нас не спрашивают, когда и насколько интенсивно нам нужно подавать тепло, ведь платить-то за него нам? «БашРТС» не опубликовали свою отчетность за 2019 год. Но по тем данным, что есть, прибыль «распределителей тепла» год от года растет: чистая прибыль в 2018 году — почти вдвое больше, чем в 2017-м. К тому же по закону «БашРТС» обязаны вести раздельный учет по видам деятельности, но таких сведений в их отчетности мы не видим. Уж не потому ли правительство республики руками Госкомитета по тарифам незаконно повышает тарифы? Качество услуг тоже не выдерживает никакой критики: оборудование изношено, постоянно аварии. «БашРТС» бесконечно ошибаются в расчетах, и все в свою пользу. Управляющие компании аффилированы с чиновниками и поэтому не особо заинтересованы содержать дома и общедомовое имущество в приличном состоянии. И да, можно, конечно, точечно решать проблемы по конкретным домам, подавать иски, писать жалобы и судиться, как советуют юристы. Но системно это проблему не решит, прозрачности в это мутное дело не добавит.
Депутат Госсобрания республики от КПРФ Дмитрий Чувилин направил в правоохранительные органы депутатский запрос, с тем чтобы они провели проверку и привлекли чиновников «БашРТС» к ответственности. И по его сведениям МВД эту проверку уже начало, о чем он не преминул сообщить собравшимся. На этой высокой ноте митингующие, как водится, записали видеообращение к главе республики Радию Хабирову — с требованием разобраться в ситуации, подключить к разрешению проблемы надзорные и правоохранительные органы, убрать все доначисления по отоплению за 2019 год, снизить тарифы по отоплению на 40%, сделать их «прозрачными и понятными». И обрисовали план своих первоочередных действий: подготовить судебные иски, чтобы оспорить превышение предельных индексов изменений платы граждан за потребленные коммунальные услуги.
Так что весна в Уфе по всем приметам будет жаркой при любой погоде.