В Большом театре представили энциклопедию о великой балерине
В четверг в Атриуме Большого театра собрались те, кто не просто любил и продолжает любить одну из величайших балерин ХХ века, но для кого она была близким, дорогим человеком. Это супруг – легендарный танцовщик Владимир Васильев. Это ученицы – из Большого, Кремлевского балета, других трупп. Это фотографы, для которых Екатерина Сергеевна была главным источником вдохновения на протяжении десятилетий. Это балетные критики, журналисты, преданные зрители.
Личность Максимовой универсальна – и неслучайно издание названо энциклопедией.
«Это замечательная идея, – высказывается по поводу такого жанрового определения Владимир Васильев. – Книга, как мне кажется, необыкновенно интересна тем, что жизнь, прожитая Екатериной Максимовой, зафиксирована в самых разных деталях ее творчества: в школе, в театре, в кино, на телевидении, в педагогике, в гастрольной деятельности в России и за рубежом».
200 страниц крупного альбомного формата. Статьи, как и положено в энциклопедиях – в алфавитном порядке. Статьи «Екатерина Максимова», понятно, нет – если не считать краткого абзаца с указанием других энциклопедий и словарей, где таковая присутствует. Кстати, можно было бы ее расширить и сделать библиографическим разделом – о Екатерине Сергеевне написано далеко не только в справочных изданиях. А сколько снято фильмов… О многих из них в книге сказано, но это рассредоточено по всему объему. Впрочем, это – частное замечание, лишь оттеняющее значение нынешнего труда. Потому что его создателям удалось главное – выложить те сотни, а может быть, тысячи ярких «камушков», из которых складывается многогранный мозаичный портрет главной героини.
Здесь мы прочтем и о корнях – например, о Густаве Густавовиче Шпете, знаменитом русском философе, расстрелянном в 1937 году – родном дедушке Екатерины. О Сергее Васильевиче Рахманинове – ее двоюродном деде, на чью «Рапсодию на тему Паганини» и другие произведения она танцевала балеты и хореографические номера.
Конечно, прочтем о самых знаменитых партиях Екатерины Сергеевны – Маше в «Щелкунчике», Фригии в «Спартаке», Анюте в одноименном балете Гаврилина… А также о десятках других, не менее мастерских ролей.
Увидим мы и большую статью о Владимире Васильеве, с которым прошли шесть десятилетий жизни Екатерины – это был, наверное, самый знаменитый балетный, да и жизненный дуэт эпохи.
Но большинство статей – кратки, порой до обидного. Например, о прославленном Франко Дзеффирелли – всего семь строк, в которых только названо, что он – постановщик фильма-оперы «Травиата», где Максимова и Васильев исполнили знаменитый испанский танец. Так и хочется раздвинуть рамки этого абзаца, вместить в него историю многолетней творческой дружбы между легендарными русскими танцовщиками и итальянским режиссером. Но тогда тем более это надо было бы делать со статьями о хореографах, партнерах Максимовой, ее спектаклях… Книга бы выросла в объеме невообразимо.
То, что получилось – скорее путеводитель для всех интересующихся и зацепка для дальнейшего чтения более специальных источников, включая сюда и книгу «Мадам Нет», написанную самой Екатериной Сергеевной.
А еще это уникальный по богатству фотоальбом, где собраны многие сотни снимков Максимовой начиная с юности и по 2008 год – предпоследний в ее так внезапно оборвавшейся жизни. За них – отдельное спасибо фотографам, а особенно Елене Фетисовой, которая по праву названа автором самой книги. Лену знают все, кому приходилось писать о Екатерине Сергеевне: более преданного фотолетописца жизни великой балерины вряд ли найти.
Интересно и то, что книга вышла не в столице, а в челябинском издательстве «Авто Граф». Оформлена, может быть, без лишнего глянцевого блеска, какой ей придали бы в московских издательских домах-мейджорах, но безусловно с душой. Да и нуждаются ли в глянце те же фотографии Максимовой, в которых главное – красота внутренняя?.. Так сложилось, что одна из учениц Екатерины Сергеевны – Татьяна Предеина стала прима-балериной Челябинского театра оперы и балета. И этот город теперь известен балетному миру как место проведения регулярного фестиваля «В честь Екатерины Максимовой». Он начался еще при ее жизни, продолжается несмотря на все организационные и финансовые сложности и теперь. На уральской сцене идет балет «Анюта», поставленный здесь Владимиром Васильевым и, конечно, являющийся вечным поклоном в сторону его первой исполнительницы. Максимова остается ангелом не только московского, не только российского, но и мирового балета.
С ее именем часто соединяли слово «загадка»: очень глубокий, очень сдержанный и очень скромный человек, Екатерина Сергеевна не любила всех видов публичности, кроме одного – танца на сцене. Энциклопедия о балерине – попытка раскрыть тайну этой великой личности и души.