На 16 марта на полуострове назначен референдум с самым принципиальным вопросом
Нынешний март, пожалуй, войдет в историю как месяц информационных потрясений: не успели мировые СМИ переварить сенсационную прослушку о снайперах на киевском Майдане (в которой видные представители евробюрократии по-свойски проговариваются о принадлежности стрелков), как прозвучало сообщение, затмившее все остальные: 16 марта жители Крыма намерены голосовать не по поводу статуса автономии, а за вхождение в состав Российской Федерации.
Как сообщил вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев, на референдум выносится два вопроса: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации? Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?» Президенту России и Федеральному собранию РФ парламент Крыма решил направить обращение о вхождении Крыма в состав России.
Вот как оборачивается киевская смута. Совсем не так, как планировали ее организаторы и спонсоры Майдана. Еще две недели назад им казалось, что в Киеве, а значит, и на всей Украине они одержали полную победу. Ненавистный Янукович, доверчиво клюнувший на договоренности, заключенные с оппозицией и гарантированные облеченными полномочиями представителями Евросоюза, изгнан, власть упала в руки, пахнущие бензином от «коктейлей Молотова», русский язык объявляется вне закона, регионы Украины поделены между олигархами, мутные деятели с автоматами таскают за галстуки чиновников и вколачивают в головы тех, кто не понял, кто теперь в стране хозяин...
Но нет, очень многие на Украине быстро все поняли. И вот, начиная с 1 марта, пошла обратная реакция: восстал Крым, поднялся юго-восток, объявился пропавший Виктор Янукович, и даже в западных СМИ стало появляться все больше вопросов к лидерам «революции». Каждый день приносит для самозванцев в Киеве плохие и совсем плохие новости. Еще совсем недавно слово «федерализация» вызывало у самопровозглашенной киевской власти приступ ярости и полного отрицания. А сегодня, когда встал вопрос о самом существовании Украины, они вроде бы уже и не против этой самой федерализации, только вот загнать джинна обратно в бутылку непросто.
А ведь тем, кто прорвался к власти на плечах Майдана под нашептывание всевозможных еврокомиссаров, не раз мягко намекали, что нельзя обижать русский промышленный юго-восток, выбрасывая его полностью из политической жизни. Нельзя пугать Крым «бронепоездом дружбы». Но идеологи Майдана почему-то решили, что революция будит энергию масс исключительно на западе страны. Про восток они в своем кругу уверяли, что там живут громадяне покорные, забитые, лишенные всякой инициативы. Чье назначение в том и состоит, чтобы работать на шахтах и заводах, пока революционеры устанавливают в стране демократию и евростандарты. Может, такой порядок вещей еще и продержался бы какое-то время, однако новоявленная власть с первых же минут своего триумфа начала всячески показывать: победитель забирает все. И это стало огромной ее ошибкой. Еще толком не сказали свое слово Донбасс, Харьков и Одесса – там только разгораются общественные процессы, однако уже ясно, что прежней Украины больше не будет никогда. Понятно, что в этих процессах не последнюю роль играет твердая позиция России. Понятно также, что нам эту позицию ни за что не простят наши «заклятые друзья», вложившие немало сил и средств в случившуюся «революцию». Но видит Бог: никто для развала Украины не сделал больше, чем организаторы, вдохновители и спонсоры украинской смуты.
Глядя на решительные действия России в отношении Крыма и ее твердое неприятие новых правителей Украины, Евросоюз перестал изображать незаинтересованность в происходящем и начал вслед за США контратаковать.
Для начала Еврокомиссия согласовала гигантский для себя в кризисный период пакет помощи своим ставленникам на Украине: 11,175 млрд евро. Хотя сумма кредитов самого ЕС составит 1,6 млрд, к этому добавляются деньги, прокачанные через долговые механизмы МВФ, 3 млрд от Европейского инвестбанка и 1,56 млрд целевых еврогрантов – закачка капиталов для «националистической демократии» идет беспрецедентная.
Единая Европа хотела бы развить результат вооруженного переворота, пристегивая «незалежную» соседку к себе надолго в качестве придатка дешевой рабочей силы. Вопрос о легитимности новых властей для Запада не стоит. Против предыдущего президента и премьера, которых еще недавно охаживали на саммите Восточного партнерства, уже введены санкции, их авуары в европейских банках арестованы, как и счета их родственников и ближайших сотрудников. Эти выведенные из страны миллионы и миллиарды будут, по всей видимости, возвращены в Киев – уже в виде помощи.
Первый транш кредита, как сообщил президент Еврокомиссии Баррозу, в размере 610 млн евро Яценюку и Ко выделят в ближайшие недели. При том понимании, что Киев примет все условия Международного валютного фонда и подпишет с ним кабальное соглашение. Драконовская программа реформ предполагает: сократить социалку, либерализовать обращение гривны и взвинтить тарифы на газ и электричество для населения. МВФ затянет узду на украинской экономике и заставит ее реформироваться по западному сценарию – за счет украинцев. Премьер Яценюк уже объявил «свободным от диктатуры Москвы» громадянам о сокращении пенсий на 50%. И это только начало.
На месте уже работает миссия МВФ, которая мониторит экономическую ситуацию на Украине. По словам и.о. министра финансов Александра Шлапака, итоги обследований о фискальных разрывах, нефтегазовом секторе и пенсионном фонде будут готовы на следующей неделе. Киев надеется получить от МВФ 15 млрд на 2,5 года, а потом хоть потоп. Впрочем, потоп может наступить раньше.
Для развития успеха на «украинском фронте» Евросоюз решил осадить главного противника «насильственной европеизации» Украины – Россию. Вслед за президентом Обамой, который решил под давлением Конгресса заморозить счета и ограничить визы для российских чиновников, завязанных на помощь Крыму, Евросоюз тоже рассмотрел пакет рестрикций в отношении Москвы. Но пока санкции будут носить скорее предупредительно-воспитательный характер. Саммит «восьмерки» в Сочи для начала уже сорвали.
Британский премьер Кэмерон потребовал на саммите ЕС «послать ясный сигнал России, что произошедшее недопустимо и будет иметь последствия». Литовка Даля Грибаускайте сообщила, что Москва «пытается перекроить послевоенные границы в Европе» и что «Россия угрожает нам всем». ЕС и США решили угрозами санкций принудить Кремль к «военной деэскалации», то есть отказаться от планов поддержки юга и востока Украины, заставить нас признать марионеточное правительство Яценюка и согласиться с переходом братского народа в зону влияния Запада.
Впрочем, санкции и угрозы могут только взвинтить напряженность в Европе с вытекающими экономическими последствиями для всех. Многие лидеры Европы это понимают хорошо. Канцлер ФРГ Ангела Меркель, обычно осторожная в отношениях с Россией, заявила: «Войдут ли в силу санкции, будет зависеть от продвижения в политическом диалоге с Росиией по украинской проблеме». Австрийский канцлер Вернер Файман был еще более сдержан, подчеркнув, что Австрия считает важным вовлечь Москву в диалог, не прибегая к давлению. Иначе, по мнению опытного политика, достичь деэскалации конфликта на Украине просто невозможно.
Испанцы категорически заявили, что ограничивать визы для россиян они не собираются. Ведь на этих русских у них завязан весь туристический сезон. Отказываться от импорта энергоносителей с востока также нельзя в краткосрочной перспективе. Иначе вся экономика Еврозоны будет под угрозой. Зато перспектива отмены пятилетних виз взвинтила цены на недвижимость в Лондоне. По оценке риелторов, богатые русские и некоторые украинские миллионеры, близкие к старой власти, рванут на туманный Альбион пересидеть полосу неразберихи и напряженности между Россией и Западом.