Однако произошло это не у нас, а в Греции
Известное утверждение «в Греции все есть» получило еще одно убедительное доказательство: теперь здесь появился даже экс-министр обороны, осужденный на 8 лет тюрьмы и штраф в 520 тысяч евро за казнокрадство и фальсификацию своих налоговых деклараций. Попутно у незадачливого вояки конфисковали особняк возле Акрополя, купленный в 2009 году на левые доходы. Ну и как тут обойтись без параллелей с нашей действительностью?
По российским меркам украл Акис Цохадхопулос не так много: на его счетах следствие обнаружило меньше 200 млн евро. Естественно, бывший глава оборонного ведомства все обвинения отрицал, утверждая, что судебное преследование в отношении него организовано политическими оппонентами. В ответ следователи сообщили: в ближайшее время экс-министр и его супруга Вика Стамати предстанут перед судом по новому обвинению – в отмывании денег и использовании офшорных компаний. Будет еще и третий суд – по многочисленным взяткам, которые экс-министр вымогал у кого только мог.
Россия, как известно, не Греция. И наш экс министр обороны Анатолий Сердюков все еще числится свидетелем – зато по делам о хищении куда больших сумм, исчисляемых многими миллиардами, в рублях и валюте. Таким же свидетелем выступает его бывшая подчиненная, соучастница и гражданская жена Евгения Васильева. Которая уже отказывается от показаний и одновременно требует от следователей возврата изъятых у нее при обыске пяти чемоданчиков драгоценностей (1,5 тысячи штук) и коллекции картин общей стоимостью 4 млн долларов. К слову, в налоговых декларациях этой бывшей государственной служащей упомянутые ценности ни разу не фигурировали.
Зато зять экс-министра Валерий Пузиков, официально числящийся овощеводом, но сказочно разбогатевший вместе с супругой в последние годы, срочно покинул Россию и в споры со следствием уже не вступает.
Тем временем другие российские чиновники и их ближайшие родственники, к которым еще не приходили с обысками, решают свои нелегкие задачки со многими неизвестными. Что делать с заграничными банковскими счетами и прочими финансовыми активами, запрет на которые для российских должностных лиц должен вступить в силу после майских праздников? Куда девать уже имеющуюся зарубежную недвижимость, которую в тот же срок нужно задекларировать с правдоподобным объяснением источников приобретения? И есть ли смысл оставаться на госслужбе после того, как эта служба затребовала от каждого своего адепта не только кристально честных глаз, но и бухгалтерской прозрачности доходов и расходов?
В Госдуме по этому поводу за последние две недели уже образовались первые вакансии. Аналогичная ситуация наблюдается в Совете Федерации – его глава Валентина Матвиенко заявила, что большая группа сенаторов может покинуть верхнюю палату парламента в связи с введением запрета на иностранное имущество. И это понятно, ибо журнал Forbes недавно подсчитал: из 53 россиян, вошедших в список самых богатых людей планеты (с совокупным состоянием в 282 млрд долларов), каждый пятый является депутатом Государственной думы или членом Совета Федерации. Естественно, большую часть своих миллиардов они держат в заграничных банках.
А как сообщают информаторы «Труда», в структурах исполнительной власти наблюдается похожее брожение: тамошним казнокрадам тоже есть что прятать.
«В истекшем году Следственным комитетом привлекались к уголовной ответственности около 600 депутатов и выборных глав муниципальных образований органов местного самоуправления, 19 депутатов законодательных органов субъектов РФ, 29 членов избирательных комиссий, шесть судей и 100 следователей различных ведомств», – докладывал недавно в Госдуме глава СКР Александр Бастрыкин. Учтем – это люди, уже пойманные за руку: где украл, что именно, у кого… А по новому закону «составом преступления» будет само наличие зарубежных счетов и/или незадекларированной недвижимости. Можно не сомневаться: доброхотов, которые с удовольствием проинформируют об этом «кого надо», найдется немало у каждого российского «подпольщика».
Причем речь идет об огромных суммах. Как заявил недавно глава российского Центробанка Сергей Игнатьев, только в прошлом году из России ушли 49 млрд долларов, имеющих криминальное происхождение, а примерно половина из этой суммы уходит по каналам, которые, скорее всего, контролируются одной группой лиц. В огромную черную дыру уже превратилась олимпийская стройка в Сочи: по оценке разных экспертов, объем откатов и «распила» здесь может достигать 26 млрд долларов. А там, глядишь, подойдет очередь осваивать гигантские деньги, которые будут отпускать на подъем Дальнего Востока и подготовку к чемпионату мира по футболу.
Естественно, большая часть «отжатых» на таких проектах денег выводится за границу. Причем до самого последнего времени зарубежные банкиры охотно закрывали глаза на криминальное происхождение капиталов, поступающих на их счета. Но ситуация постепенно меняется. Любимый нашими олигархами офшорный Кипр в обмен на кредиты ЕБ согласился на ревизию финансистов Евросоюза. Банковская тайна перестает быть «священной коровой» даже для Швейцарии, а страны, из которых выводятся коррупционные деньги, вдруг начинают искать их хозяев по всему миру. После чего «национальная элита» пускается в бега.
Михаил Делягин, доктор экономических наук, директор Института проблем глобализации:
– Если государство захочет сделать так, чтобы чиновники не получали необъяснимых доходов и не выводили их за границу, оно это сделает. Не вижу никаких проблем. Особенно если предупредить все мошеннические схемы перевода собственности с мошенников на родственников. Эта проблема решается элементарно. И если чиновники сейчас повсеместно по РФ говорят об этой проблеме как о нерешаемой, то это проявление либо их лоббистских интересов, либо недобросовестности и некомпетентности. А скорее всего и того, и другого. Воровство – это достаточно примитивное занятие, и люди, которые им долго занимаются, действительно глупеют.
Что касается наказания бывшего греческого министра обороны, то у них это единичный случай. А у нас, если бы до дела дошло, дай бог, если бы пару министров на свободе оставили. Но пока законодательные инициативы и разговоры об ограничении злоупотреблений в среде чиновников являются дешевой демагогией и ни копейкой больше. Да сами посудите – несовершеннолетние дети исключены из членов семьи чиновников. Ну что это за бред!