Были кадровики — стали «эйчары»

Как выбирают тех, кто выбирает нас

Российские компании, перенимая западный опыт, превращают привычных кадровиков в HR-специалистов. Именно эти «оценщики» персонала внушают страх всем новичкам и диктуют правила поведения в офисах. «Труд» выяснил, как берут на работу тех, кто в дальнейшем сам будет отбирать новых сотрудников, и как из отдела кадров перебраться в кабинет руководства компании.

Под HR-специалистом сегодня понимают человека, чья работа напрямую связана с человеческим ресурсом. Отсюда и название — human research. Первыми о необходимости развивать внутреннюю политику для персонала задумались иностранные компании с производственными площадками в России. При запуске нового производства на заводах традиционно возникает высокая текучка кадров, а значит, появляется необходимость в людях, которые будут контролировать этот процесс.

Сейчас компания даже с самым скромным штатом не представляет своего существования без специалиста по работе с персоналом. «Функционал таких профессионалов широк — от внедрения политики головного офиса и подбора персонала до внутренних коммуникаций на заводе», — рассказывает старший менеджер рекрутинговой компании Antal Russia Евгения Ланичкина.

От документов — к human research

«Традиционное понимание роли кадровика, которое сложилось при Советском Союзе — это оформление кадровых документов. Такой специалист должен хорошо разбираться в трудовом законодательстве и делопроизводстве. Никакого другого участия в работе с персоналом от него не ждут, — говорит директор по персоналу компании Uponor Екатерина Тихвинская. — Что касается западного представления об этой функции, то это равноправный партнер менедж-мента компании по работе с персоналом».

По словам Тихвинской, HR-специалист должен разбираться в психологии трудовых отношений, знать разные системы компенсаций и льгот, уметь построить систему оценки и развития персонала, знать технологии подбора и, главное, уметь подбирать людей. Но конечно, знание трудового законодательства и делопроизводства, обязательное для кадровиков, — необходимое условие для всех, кто работает с персоналом.

В отличие от кадровика, который занимается документами, сотрудник отдела HR задействован практически во всех внутренних процессах компании — начиная от просмотра социальных страниц соискателей и заканчивая созданием корпоративной газеты.

«Сегодня никого не удивляет, когда в крупнейших компаниях руководители HR-подразделений входят в советы директоров и непосредственно участвуют в разработке концепций развития бизнеса», — отмечает директор Kelly Services Лусине Абгарян.

Сыщики кадров

В среде ищущих работу специалистов разошелся образ HR-профессионала как тонкого психолога с проницательностью Холмса и загадочностью сфинкса. «Недавно я готовился к собеседованию в крупной компании и читал советы от тех, кто уже устраивался на подобную работу. Писали о страшных задачках, которые первыми предложили „эйчары“ из Google, а потом переняли на вооружение и остальные. Пугали „экстремальными собеседованиями“: когда рекрутер приглашает тебя присесть, но в течение 10 минут не начинает разговор. Перепугался я не на шутку», — жалуется москвич Виктор Егоров.

На деле же задача HR-профессионала — вовсе не запугать кандидата, а понять, насколько комфортным может быть его сотрудничество с компанией. Проводя собеседование, он не только пропускает будущего работника через фильтр личной оценки, но и примеряет к нему общие требования компании. Отсюда порой и возникают странные, на первый взгляд, вопросы и задачи.

«На собеседовании в МТС после всех вопросов я сказал: так сильно хочу у них работать, что готов и спеть, и сплясать. Мне ответили: „Спляши!“ Я не растерялся, залез на стул и начал выдавать все, что умел. На работу приняли, сказав, что я могу любой коллектив зарядить позитивом!» — рассказывает сотрудник компании Кирилл Кирсанов.

«Ключевая задача современного HR-менеджера — формирование и поддержание коллектива, способного развивать бизнес. Это поиск и подбор исполнителей на все карьерные уровни внутри компании, адаптация новых сотрудников в коллективе», — говорит Лусине Абгарян.

За сплетни могут и уволить

В России вузы до недавнего времени вообще не готовили выпускников по такой специальности. Тем не менее кадры для рекрутингового рынка находились.

«В основном в HR шли психологи или филологи, в особенности в западные компании. Сейчас также много специалистов по работе с персоналом с психологическим образованием. Однако уже достаточно много менеджеров со специализированным образованием. Причем полученным не только в России, но и в западных университетах», — говорит Екатерина Тихвинская.

Главное для профессионала в HR — непосредственный контакт с большим количеством людей в самых разных ситуациях. По мнению экспертов, именно этот фактор является важнейшим плюсом кандидата на эту должность — не образование, а желание и готовность работать с людьми.

«К нам часто приходят и становятся успешными люди из совершенно разных профессий. Пример: человек работал долгое время учителем, потом захотел в достаточно зрелом возрасте радикально сменить поле деятельности, пришел к нам, начал с самых стартовых позиций и за короткий срок добился отличных результатов. Как для себя, так и для компании», — говорит Лусине Абгарян.

Примеров — масса. «Мой случай достаточно нестандартный. Я по образованию историк театра, окончила театральный вуз. Когда началась перестройка, пошла работать в коммерческую компанию офис-менеджером. В этой компании я также отвечала за кадровое делопроизводство. Так, постепенно пробуя на практике и параллельно обучаясь, я стала профессиональным «эйчаром».

Специалист, работающий с человеческим ресурсом, должен не только налаживать связи с коллективом, но и уметь держать язык за зубами. Как и любого другого сотрудника, его могут уволить за несоответствие должности — вот только несоответствием этим может стать то, что для остальных — обычное времяпрепровождение: как, например, сплетни в курилке. «Если это сотрудник отдела HR, могут уволить по законодательству за разглашение персональных данных работника», — предупреждает Екатерина Тихвинская.

Ищем таланты

По данным компании Antal Russia, нижняя планка зарплат, предлагаемых HR-профессионалам, поднялась по сравнению с прошлым годом на 15–20%, а стандартным повышением зарплаты при переходе в другую компанию традиционно считается 20% от текущего уровня дохода.

«Высокий спрос на профессионалов в сфере управления персоналом обусловлен высокими темпами роста компаний. Компании оптимизируют структуры, внедряют новые программы привлечения и развития талантов. Большинство вакансий, открытых сейчас в секторе FMCG, приходится на позицию HR-директора», — говорит старший консультант департамента HR-рекрутмента Antal Russia Марина Рачева.

Кстати, спроса на HR-специалистов, по информации Penny Lane Personnel, не наблюдалось только в расцвет кризиса 2008–2009 годов. Так что высокая востребованность налицо.

Цифры

Как попасть в HR?

Что должен уметь такой профессионал?

Чтобы стать профессионалом в области HR, главное — обзавестись желанием общаться с людьми и пониманием, насколько тот или иной человек может вписаться в общую политику компании. Менеджер по работе с персоналом должен разбираться в психологии трудовых отношений, знать системы компенсаций и льгот, уметь построить систему оценки и развития персонала. HR-специалист должен формировать и поддерживать корпоративную культуру. В его задачи также входят адаптация новых сотрудников в коллективе, инициация и сопровождение различных корпоративных программ.