САМЫЙ ГЛАВНЫЙ МЕДВЕДЬ
Дайте ребенку какой-нибудь предмет, желательно, конечно, ненужный, а уж он непременно найдет ему применение в своих играх. Оказывается, все эти мягкие и не очень камешки-палочки-зайцы-машинки-куклы-конструкторы являются частью детского психического пространства. Они помогают нам в раннем возрасте освоиться в непонятном пока еще мире.
Рассказывает Клара Пластинская: "Моему Коте четыре с половиной года. Он смышленый, умненький, умеет читать, пишет буквы и вообще ведет себя разумно - как настоящий взрослый. Я хочу, чтобы он закончил экстернат, а впоследствии стал выдающимся ученым. Но, несмотря на столь серьезные планы, пока он почему-то очень любит играть в свои игрушки. Есть у Котика любимый плюшевый медведь. Он появился в нашей семье едва ли не в день рождения сына. Сын спит с ним в обнимку, пытается регулярно накормить кашами, разговаривает с ним, как с живым существом. Когда Котя злится на нас, то использует мишку как противотанковый снаряд. Не так давно сын меня сильно рассердил. Он упрямился, все возился со своим медведем, хотя я звала его почитать книжку. Чтобы наказать его, я спрятала мишку в шкаф, а Коте сказала, что выбросила. Сын так горько разрыдался... Он орал на меня, катался в истерике, требовал вернуть игрушку. В знак протеста перестал со мной разговаривать. Тогда я пообещала, что куплю точно такого же. Он сказал, что ему нужен его мишка. Пришлось выдать спрятанного в шкафу медведя. Но после этого Котя стал какой-то грустный, задумчивый, не такой, как обычно".
- Этот медведь в рассказе Клары на самом деле единственный в своем роде, по крайней мере для ее сына, - объясняет детский психолог Людмила Калашникова. - Мальчик считает его не просто членом семьи или родственной душой. Для него медведь - часть его собственного внутреннего мира. Этот феномен описал выдающийся британский психоаналитик Дональд Винникотт. Он назвал игрушку, которая особенно дорога ребенку, переходным объектом. Подобный объект существует для ребенка в двух мирах - в реальном и в выдуманном самим малышом. Обычно такая игрушка наделяется ребенком совершенно невероятными качествами.
Например, маме нужно уйти по делам. Ребенок, чтобы эмоционально отделиться от нее, пережить эту разлуку, в своей фантазии наделяет свой переходный объект (в нашем случае медведя) качествами своей матери. Таким образом, мишка на время ее отсутствия играет роль врио этой самой мамы. Игрушка помогает малышу сохранять спокойствие, справляться со страхами. Он считает, что если рядом заместитель мамы, то можно не волноваться. Переходному объекту - в нашем случае медведю - досталась ужасно тяжелая роль. Мальчик переносит на игрушку свои противоречивые чувства к матери. Медведь служит как защитой от всех бед, так и боксерской грушей, на которой он вымещает свою ненависть на ушедшую по делам маму. Именно поэтому игрушка всегда должна быть у него под рукой.
Роль переходных объектов, как правило, выполняют любимые плюшевые игрушки, которые растут вместе с ребенком. Узнать переходный объект нетрудно - он самый грязный из всех мягких игрушек ребенка. А все потому, что эту игрушку почти невозможно вырвать из его рук. Когда ребенку исполняется пять лет, переходный объект в каком-то смысле утрачивает свою значимость. Малыш уже научился справляться с одиночеством другими способами. Однако считается, что переходный объект имеет власть над ребенком вплоть до 10 лет.
Но даже когда мы взрослеем, у каждого из нас есть свой переходный объект. Вспомните любимых плюшевых зверей, которых зачастую мы долго храним.
- Поведение Коти абсолютно естественно. Он выбрал мишку своим переходным объектом, наделив его такой же любовью, как свою маму, - говорит Людмила Калашникова. - Клара по незнанию чуть было не загубила в глазах сына своего врио. Поведение Коти после инцидента изменилось, и это тоже объяснимо. Для ребенка мать и переходный объект в каком-то смысле одно и то же, они взаимозаменяемы и взаимодополняемы. Поэтому по определению мама не может выбросить то, что является ее продолжением. Для Коти потеря игрушки равнозначна потере любви матери. Поэтому ему требуется какое-то время, чтобы осмыслить случившееся и смириться с тем, что его внутренний мир чуть было не разрушила родная мать.
ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ МНОГО НЕ БЫВАЕТ
Рассказывает Серафима Тулип: "Васе шесть лет. У него столько игрушек, что ими можно укомплектовать несколько детских садов. На все праздники, дни рождения мы дарим Васятке игрушки и развивающие игры. У Васи есть все: море плюшевых игрушек, машинки, "Лего", железные дороги, игровые приставки и даже радиоуправляемая модель гоночного болида. В первую минуту Василий очень радуется, носится с новой игрушкой повсюду, но потом очень быстро к ней охладевает. И переключается на свои старые игрушки, которые постоянно присутствуют в его играх. Я посчитала: оказалось, что их не больше шести. Причем все они были подарены Васе, когда ему не исполнилось и трех лет. Может быть, мой сын ненормальный - другие дети отдадут душу за новую игрушку, а этому дарят чуть ли не ежедневно горы игрушек, а он из вредности, что ли, играет в старые".
- Любимая игрушка, - продолжает Людмила Калашникова, - неотделима от ребенка как часть его внутреннего мира. Что касается других, менее любимых игрушек, то их, как правило, ребенку много и не нужно. Повторимся: если переходный объект является неотъемлемой частью ребенка, то другие игрушки - это поле для проекций других частей его внутреннего мира. В случае с Васей мальчик на свои старые игрушки проецирует свои чувства и учится с ними справляться. Кроме того, он проигрывает с ними реальные ситуации, наделяя игрушки чертами взрослых или детей, с которыми его столкнула жизнь. Как правило, во внутреннем мире ребенка не так много активизированных чувств и ролей, которые требуют проекции. Поэтому часто бывает достаточно как раз 5-7 игрушек. Так что Вася - здоровый мальчик, с ним все в порядке. Вот если бы он задействовал в своих играх весь свой игрушечный арсенал, тогда родителям нужно было бы насторожиться - это могло бы свидетельствовать, например, о неуправляемых эмоциях мальчика, о том, что он ощущает нехватку любви со стороны родителей и пытается ее компенсировать в играх.
О РОЛИ ИГРУШЕК
Игрушки в детских играх - живые и самодостаточные. Вспомните хотя бы сказку Алана Милна "Винни-Пух и все-все-все". Она начинается с рассказа о нескольких игрушечных персонажах, у каждого из которых есть privacy и свои особые отношения с Кристофером Робином и друг с другом. Они вместе взрослеют, приобретая бесценный жизненный опыт. Однако в конце книги оказывается, что Кристофер Робин уже вырос, а Винни-Пух, Пятачок, ослик Иа, Кенга и крошка Ру, которые были живыми и равнозначными персонажами его собственного мира, вдруг занимают привычное для игрушек место.