УКАЗ 7.8 ШЬЕШЬ, НАЧАЛЬНИК?

Несколько студентов при входе на социологический факультет МГУ раздавали листовки. В них - призыв к однокашникам: "Хватит молчать и бояться, надо бороться за свои права!" и требования к руководству открыть в здании факультета дешевую столовую или буфет. Потому что в так называемом студенческом кафе простому студенту делать нечего: стейк из говядины там стоит 240 рублей, блинчики с клубникой - 180, молочный коктейль - 100, чай - 70. При средней стипендии 1000 рублей в месяц.

Еще студенты жаловались, что пройти на факультет по студенческому билету невозможно, - только по спецпропуску, на стесненность в аудиториях - при том, что часть факультетских помещений занимают арендаторы, на отсутствие собственной библиотеки...
Что, казалось бы, в этом крамольного? Никто же стекол не бил, не переворачивал автомобилей? Никто даже не шумел! Но вместо того чтобы сесть за стол переговоров и закурить трубку мира, руководство факультета вызвало милицию, и бунтовщиков увели в ОВД "Университет". Троих после допроса доставили в суд, где одного оштрафовали на 1000 рублей ....за распространение незарегистрированного средства массовой информации. Сами студенты говорят, что легко отделались, ведь в милиции им намекали на статью посерьезнее - терроризм (?!).
Пугали, конечно. Но не показательно ли, что все чаще власть пытается решать грубой силой любые конфликты? Поражает легкость, с которой сегодня молодых людей тащат в милицию и в суд - не за хулиганство, не за сквернословие, не за нарушение общественного спокойствия, а за то, что они, действуя в рамках закона, пытаются воспользоваться своими конституционными правами. Правом иметь и свободно высказывать свое мнение. Правом находить и распространять информацию. А не таковы ли основополагающие права гражданина в демократическом обществе? О чем, кстати, декан социологического факультета МГУ г-н Добреньков наверняка и сам не раз говорил студентам на своих занятиях.
Говорят, профессору Добренькову было неприятно, что студенты видят в его нежелании открыть дешевый буфет банальную личную заинтересованность: по их сведениям, одним из совладельцев факультетского кафе является сын декана. Видимо, представления г-на Добренькова о порядке (и порядочности!) расходятся с принципами университетской свободы, которые закреплены в уставе МГУ и на которые ссылаются его студенты. Но я не припомню случая, чтобы когда-нибудь в университетской истории профессора в ответ на критику вызывали охранку. Как-то это неинтеллигентно. Как-то не в духе "альма материнства".
Понятно, что все начальство сейчас до одури боится несанкционированной активности масс. Но в случае со студентами упование на силу особенно опасно. В свое время Юрий Трифонов в романе о народовольцах писал, что русскую революцию сделали студенты, которых отправляли на каторгу за чтение запрещенных книг, и которые возвращались оттуда готовыми бомбистами. Не вредно вспомнить и студенческие бунты 1968 года в Европе. Что, кому-то еще не ясно, что презрение к молодежи со стороны власть имущих, будь то правительство или вузовское начальство, никогда добром не кончается? Студенты МГПИ им. Ленина уже несколько раз выходили на улицу, протестуя против самоуправства начальника студенческого городка, который уничтожил созданную руками студентов компьютерную сеть. И намерены продолжать свои акции, пока к ним не начнут относиться по-человечески. Студенты соцфака МГУ, открывшие сайт и организовавшие протест, уже привлекли на свою сторону сотни сочувствующих не только у себя на факультете. И натравить на них милицию - это абсолютно худшее средство сохранения стабильности, какое вообще можно было придумать в такой ситуации.
Признаюсь, очень мне хотелось найти свидетельства того, что для главного университета страны случай на соцфаке - из ряда вон, досадная случайность. Что вольнолюбивая университетская общественность немедленно потребует разбирательства, захочет услышать от декана соцфака объяснений, почему скромные, но очень понятные претензии студентов нашли такой странный отклик. Но на сайте МГУ - полный штиль. Зато висит сиротливо последняя новость "сверху" - о намерении правительства придать Московскому и Петербургскому университетам статус федеральных вузов. Дать им больше денег и больше коммерческой свободы, но отнять их право избирать ректоров и, надо полагать, деканов тоже. Ну не связывает государство расцвет науки и эффективность инноваций (ради чего, собственно, все затевается) с уровнем университетских свобод. Однако и такая весьма спорная перспектива большого резонанса в университетских кругах не вызвала. Ни следа дискуссии, как камень в омут.
А так хотелось бы думать, что "клиент скорее жив"...