В числе первых журналистам из "Труда" довелось побывать на Огненном, познакомиться с заключенными, условиями отбывания наказания. Об этом и было рассказано читателям. Нынче ситуация изменилась - все больше желающих поглазеть на убийцу и насильника. На Огненный приезжают поодиночке и группами. Зачастили сюда в последние месяцы иностранные журналисты. Барт Рийс, представляющий нидерландскую газету "DE VOCKSKPANT", и Анна Узелау из "MOSKAU TAMES", получив разрешение в Главном управлении исполнения наказаний Минюста РФ, прибыли в начале декабря минувшего года в Белозерье, на "пятак", как в народе называют колонию (ИТ-5). Им разрешили встретиться с заключенным Гридиным, отбывающим пожизненный срок за пять изнасилований, три из которых сопровождались последующими убийствами. О чем беседовали заграничные гости и маньяк, пока не известно. Но начальник колонии в разговоре со мной заметил, что Рийс и Узелау якобы нашли "нарушения" в уголовном деле Гридина и уехали с Огненного недовольными. Вскоре вологодская областная газета "Русский Север" сообщила, что с подачи голландских журналистов Европейский суд по правам человека будто бы принял решение об освобождении Гридина от отбывания наказания. Выполнение вердикта этого самого суда для России обязательно, поскольку Россия вступила в Совет Европы. Если же его игнорировать, последуют штрафные санкции для нашей страны в размере 100 тысяч долларов.
Ситуация, согласитесь, странная. Для ясности мы попросили прокомментировать ее Виктора Гнухаева, консультанта главного управления исполнения наказаний Минюста России.
- Да, Рийс и Узелау были в пятой колонии, встречались с Гридиным. Но предпринимать какие-либо юридические шаги в отношении осужденного - на это у них нет никаких прав. И тем более моральных оснований. Мы связались с уполномоченным РФ по правам человека при Европейском суде Павлом Лаптевым, поинтересовались, имеется ли там дело Гридина, как утверждает вологодская пресса. Нам сразу ответили, что "это - чушь", никаких документов по Гридину к уполномоченному РФ не поступало. Непонятно, каким образом голландские журналисты могут "ходатайствовать" за осужденного из России. По процедуре Европейского суда человек сам обязан, если он сочтет нужным, подать туда заявление. Есть еще условие: предварительно он должен пройти все правовые инстанции в родной стране.
- А были ли в России факты обращения заключенных в Европейский суд?
- Недавно один осужденный из Новосибирска подал туда заявление с просьбой возместить ему ущерб, нанесенный здоровью, в сумме 10 миллионов долларов. Заявление приняли. В России же он не подавал жалоб в Верховный суд. В любом случае каждое такое обращение не может пройти мимо уполномоченного РФ по правам человека при Европейском суде в Брюсселе.
- Виктор Михайлович, что вы скажете о штрафных санкциях, которыми вроде грозит России Европейский суд?
- Это тоже из разряда фантазий. Согласно регламенту Европейского суда (правило 75) он не имеет права на штрафные санкции. И в данном эпизоде с Гридиным никаких санкций никто, понятно, не применял. Предполагаю, что иностранные журналисты остались чем-то недовольными после посещения пятой колонии и выразили это в некорректной подаче материала в прессе.