Пока Белый дом ищет возможности разрушить российско-иранское сотрудничество, Оливер Стоун призвал Трампа рассказать миру правду о роли ЦРУ в смене украинского режима
Администрация американского президента Дональда Трампа ищет пути разрушения политического и военного сотрудничества России с Ираном. Об этом в понедельник, 6 февраля сообщило американское издание The Wall Street Journal.
«Есть клин, который можно вбить между Россией и Ираном, и мы готовы рассмотреть этот вариант», – рассказал изданию источник в Белом Доме. Собеседник газеты отметил, что президент и его окружение «не питают иллюзий» относительно Москвы, однако не считают Россию экзистенциальной угрозой для США, как это было во времена холодной войны.
«Между Россией и Ираном существуют разногласия. Неясно, что Путин потребует в обмен на ослабление союза этих стран», – приводят авторы материала слова другого источника – одного из чиновников, недавно принимавших участие в переговорах по иранскому вопросу в Совете нацбезопасности Белого дома.
Антииранская риторика, наряду с обещаниями сокрушить «Исламское государство» (деятельность этой организации на территории РФ запрещена решением суда – Trud.ru) и построить стену на границе с Мексикой была одним из столпов предвыборной программы 45-го американского президента. При этом Трамп неоднократно заявлял, что считает правильным предоставить Украину ее собственной судьбе и перестать расходовать американские силы на обеспечение безопасности европейских стран, входящих в НАТО.
Аналитики полагают, что разрушить российско-иранское сотрудничество будет довольно сложно: это потребует существенных уступок от Вашингтона. «Если Кремль сократит свои поставки оружия в Иран, он, скорее всего, будет ждать ослабления санкций», – отметил по этому поводу американский эксперт по России, президент Центра национальных интересов в Вашингтоне Дмитрий Саймс.
Другие комментаторы считают, что размен отношений с Ираном на отмену санкций – и вовсе дело маловероятное. Прежде всего потому, что Вашингтон уже полностью исчерпал санкционный потенциал, так и не добившись уступок со стороны Москвы. Провал санкционной политики признали даже в администрации предшественника Трампа на президентском посту – Барака Обамы. Разменивать успешное сотрудничество с Тегераном на, в общем-то, «битый козырь» американской политики Кремль вряд ли станет.
С другой стороны, сама по себе идея не лишена здравого смысла, отмечают обозреватели. Россия уже имеет опыт использования Исламской республики в качестве разменной монеты на международной арене: так, в 2007 году между странами был заключен контракт на поставку зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-300; Россия даже получила от Ирана предоплату. Однако в 2010 году Москва по собственной инициативе расширила действие резолюции ООН, запрещавшей поставки в Иран наступательных вооружений, и отказалась поставлять партнеру ЗРК.
В следующие несколько лет Тегеран пытался уговорить российское руководство выполнить контрактные обязательства. Затем власти Ирана подали иск международный женевский арбитраж, требуя от РФ 4 миллиарда долларов компенсации. Позже в СМИ просочилась информация, что срыв сделки был связан с российско-израильскими договоренностями, в рамках которых Тель-Авив передал России технологии и помог локализовать производство в РФ современных беспилотников, а российское руководство в ответ придержало отправку ракет, которыми Иран намеревался прикрывать свои ядерные объекты от возможных атак американской и израильской авиации.
В 2015 году на фоне обострения отношений между РФ и Западом Москва вновь изменила свою позицию, и согласилась поставить Ирану заказанные восемью годами ранее С-300. В 2016 году контракт был выполнен: Тегеран получил зенитные комплексы, а Москва – валюту, в которой остро нуждалась из-за санкций и падения цен на нефть.
По мнению некоторых обозревателей, вместо отмены санкций Трамп может предложить Кремлю гораздо более выгодную сделку, а именно – оставить Украину без поддержки Вашингтона.
В последние три года Украина существовала во многом заботами Госдепа и Минфина США, которые обеспечивали политическую протекцию и финансовые вливания в обанкротившуюся и раздираемую гражданской войной республику. Однако Трамп уже ясно дал понять, что не собирается беречь наследие Обамы, а наоборот, намерен ломать и перекраивать его в соответствии со своими предвыборными обещаниями.
В западном обществе также накопилась усталость и раздражение по поводу украинской «Санта-Барбары». В 2016 году Нидерланды заблокировали политическую и экономическую интеграцию Украины в ЕС. Недовольство киевским режимом проникло даже в американскую интеллектуальную среду. Так, знаменитый американский режиссер Оливер Стоун, известный своим критическим отношением к государственной пропаганде, призвал президента рассекретить все документы последних лет по Украине.
«Если бы я был президентом Трампом, я бы рассекретил всю информацию по Украине, да и по Сирии тоже. Но в первую очередь — по Украине, потому что отсюда начинается новая холодная война. Мы сейчас находимся в очень опасной ситуации», – заявил Стоун в интервью программе «Воскресное время» на российском «Первом канале».
При этом режиссер отметил, что американские СМИ продолжают «рассказывать сказки» о том, что Россия угрожает Украине, тогда как на самом деле за событиями последних лет в этой республики стоит ЦРУ. «Эта страна была их целью с самого начала холодной войны», – полагает документалист.
Раскрытие документов, которые покажут западному обществу, что события на Майдане и последовавшая за ним война были не «революцией достоинства» и защитой от российской агрессии, а сменой режима, проведенной западными спецслужбами, скорее всего, окончательно дискредитируют киевские власти, оставив их без западной поддержки, полагают обозреватели. А это, фактически подпишет смертный приговор действующему на Украине политическому режиму.