Иоланте устроили тест на зрение. Политический

В «Метрополитен-опере» случилась новая антироссийская выходка

Долгожданная премьера «Иоланты» — последней оперы Чайковского, впервые поставленной на легендарной сценической площадке, в театре «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, обещала стать одним из главных музыкальных событий сезона 2014-2015 годов. Вместо этого гастроли всемирно известной российской оперной дивы Анны Нетребко и прославленного дирижера, худрука петербургского Мариинского театра Валерия Гергиева в США обернулись политическим скандалом.

Помимо Анны Нетребко в заглавной роли и Валерия Гергиева за дирижёрским пультом, партию доктора-мавританца Эбн-Хакиа исполнял дебютант «Мет» солист оперной труппы Большого театра баритон Эльчин Азизов, короля Прованса Рене и герцога Бургундского Роберта — ещё два дебютанта на нью-йоркской сцене, на этот раз из Мариинки: обладатель сочного баса Илья Банник и бархатного баритона — Алексей Марков. В роли графа Водемона — давний партнёр Анны именитый польский тенор Пётр Бечала. В пандан к одноактной «Иоланте» руководством «Метрополитен» была выбрана ещё одна редко исполняемая одноактная опера венгерского композитора Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода», которой также дирижировал Валерий Гергиев, а заглавную партию исполнял солист труппы Мариинского театра молодой бас широчайшего диапазона Михаил Петренко.

Но премьера, назначенная на понедельник 26 января, вынужденно была отменена в связи со снежным бураном, обрушившимся на Манхэттен. Так что в четверг, 29 января, театр был переполнен элитарной американской публикой.

Анна в роли слепой юной принцессы Иоланты вокально и актерски блистала. Чрезвычайно востребованная в Америке, она в прошлом году поставила очередной рекорд для «Мета» — в четвёртый раз подряд открывала оперный сезон. Исключительная честь для российской певицы. Её партнёры, составив слаженный ансамбль, были ожидаемо превосходны. Сам маэстро Гергиев, ветеран театра «Метраполитен», стоявший за его пультом в более чем ста спектаклях, выразительно и драматично насыщал действие динамикой, а характеры — жизнью. Накануне он два вечера подряд представлял полноценные русские программы в «Карнеги-холле», поэтому можно было представить, сколь большую эмоциональную и физическую нагрузку он испытывал...

И вот, когда отзвучали финальные такты и зал взревел, устроив вышедшим на поклон артистам standing ovation («овацию стоя»), некий человек вышел на авансцену с плакатом в руках, критикующим политику Владимира Путина в отношении Украины, и, показав его с вызовом сначала зрителям, а затем участникам спектакля и персонально Анне, не спеша, под неодобрительный гул публики, прошествовал за кулисы.

К артистам после спектакля «Иоланта» примазался непрошеный гость с антироссийским плакатом - Роман Торговицкий

Как потом выяснилось, исполнителем протестного «перформанса в нагрузку» был 39-летний Роман Торговицкий, бывший москвич, 20 лет назад перебравшийся на постоянное жительство в США и успевший окончить аспирантуру в Гарварде. В мае прошлого года он уже отметился аналогичной выходкой в своей альма-матер: попытался сорвать концерт «Виртуозов Москвы» в университетском театре «Сандерс». Тогда непрошенного «меломана», внезапно выскочившего на сцену и устроившего пререкания с Владимиром Спиваковым, который накануне публично одобрил присоединение к России Крыма, дюжий охранник-афроамериканец решительно подхватил под мышку и обездвиженного, наподобие бревна, сопровождаемый одобрительным смехом из зала, унёс с глаз долой.

Выходка господина Торговицкого не прошла ему даром. На своей новой родине, где протестовать можно только в специально отведённых местах и по предварительному согласованию с властями, он был оштрафован на сумму в... 40 долларов, но при этом ему впредь до конца жизни запрещено появляться в пределах Гарвардского университета.

Говорят, и за кулисами нью-йоркской «Метрополитен-оперы» он был арестован. Чем обернётся для него на этот раз наказание за вторжение на театральную территорию, заказанную для «простых смертных», пока не известно. Много лет назад, когда мне довелось впервые побывать в этом прославленном американском театре, я, завсегдатай московского Большого, была удивлена отсутствием ливня цветов, обрушивающегося обычно у нас с галёрки и балконов на сцену, к ногам любимых исполнителей.

— Несколько лет назад, — пояснил мне в антракте сидевший рядом нью-йоркский музыкальный критик, в недавнем прошлом оперный певец Фред Плоткин, — букет, брошенный с балкона, попал в скрипку Страдивари, которую держал в руках один из оркестрантов. В результате уникальный инструмент был повреждён настолько, что уже не подлежал реставрации. С тех пор такое проявление чувств у растроганных зрителей находится под строжайшим запретом...

Что ж, может, в этом есть резон. Но я никогда не видела здесь даже дежурных цветочных корзин, обычно выносимых у нас из-за кулис администрацией театра.

Как известно, в США — прецедентное право. Может быть, случай с «проукраинским активистом» заставит многочисленную службу безопасности «Метрополитен-оперы» быть бдительнее. Во всяком случае, как отметил наблюдательный музыкальный критик «Нью-Йорк таймс» Энтони Томмазини, после окончания шедшей «вторым номером» оперы «Синяя Борода», когда артисты выходили на поклон к зрителям, по обе стороны оркестровой ямы нарочито, не скрываясь, уже стояли сотрудники «Мет» в униформе. Значит, «меры приняты». Ведь безопасность артистов, на страже которой должна стоять дирекция театра во главе Питером Гелбом, между прочим, большим поклонником таланта Анны Нетребко, — превыше всего.

Наша Анна предпочла лично никак не реагировать на хулиганскую выходку в Нью-Йорке, оставившую неприятное послевкусие у зрителей, пришедших приобщиться к образцам высокого искусства, а не на политический митинг. Но почему бы не вспомнить слова, которые она не так давно сказала в связи с передачей ею сертификата на один миллион рублей коллегам из Донецкого академического театра оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко, пребывающего в плачевном, частично разрушенном состоянии:

— Я — не политик. Конечно, я родилась в Краснодаре, а Краснодар — это, по-моему, смесь Украины с Россией, поэтому мне эта война просто непонятна... Я поддерживаю искусство. Я не поддерживаю конкретно ни одну из воющих сторон. Я считаю, что война должна прекратиться. И чем скорее, тем лучше...

Несмотря на холодные политические ветры, русский зимний музыкальный сезон в США продолжается. В ближайшее время Валерий Гергиев выступит в крупных городах Америки с концертной программой русской классики. До конца февраля будет идти в «Метрополитен» и «Иоланта». 14 февраля, в значимый для западного мира «День всех влюблённых», она объединит зрителей в почти 2000 кинотеатрах более чем 60-ти стран мира (в том числе в шести российских городах, включая Краснодар) в формате прямой кинотрансляции высокой чёткости в рамках цикла «The Met: Live in HD». Искусство вне политики!