МУРКА ВМЕСТО ФИРСА

Имя Людмилы Улицкой и так у всех на устах, а после недавнего успеха ее романа "Даниэль Штайн,

Имя Людмилы Улицкой и так у всех на устах, а после недавнего успеха ее романа "Даниэль Штайн, переводчик", за который писательница получила 3 миллиона рублей на конкурсе "Большая книга", - особенно. Новая книга "Русское варенье и другое" представляет не Улицкую-прозаика, а Улицкую-драматурга. Ее "театральный роман" имеет давнюю историю: когда-то Людмила Евгеньевна работала завлитом Камерного еврейского музыкального театра, а самая ранняя пьеса сборника - "Мой внук Вениамин" - датирована 1988 годом.
В книгу вошли также пьесы "Семеро святых из деревни Брюхо" и "Русское варенье". В драматургии, как и в прозе, Улицкая хранит верность традиционным персонажам русской литературы - людям "маленьким", нелепым и несчастным. Например, одно из действующих лиц "Внука Вениамина" - Елизавета Яковлевна, "бездетная акушерка"... Когда такой человек обижен и оскорблен, он становится Каином. Когда смирен и тих, Елизаветой Яковлевной".
Сама пьеса заставляет вспомнить о гоголевской "Женитьбе" - на современный лад. "Вишневое варенье" - своего рода гибрид чеховских "Вишневого сада" и "Трех сестер". Только три сестры рвутся не "В Москву! В Москву!" (их столичная квартира сдана за валюту иностранцу), а "в Париж!" и "в Амстердам!". Как и у Чехова, привычный мир рушится на глазах. Разваливается дедово наследство - дача в академическом поселке: отключают воду и электричество, ломается канализация... Соседи разъезжаются кто куда, лишь семья Лепехиных-Дворянкиных цепляется за родовое гнездо. Неприспособленные к рыночной жизни, они затевают варить на продажу вишневое варенье. Уже подсчитаны грядущие барыши, когда обнаруживается, что в варенье утонула мышь. Средняя сестра Елена требует выбросить "гадость" вместе с вареньем, ее тетка категорически против: "Это варенье на продажу! Нам надо собрать деньги на ремонт квартиры! Это варенье - наша валюта!"
Улицкая, конечно, не Чехов, и "Вишевое варенье" не поднимается до высот "Вишневого сада". Это скорее пародия на классику, драма, низведенная до фарса. И неслучайно вместо лакея Фирса "брошенкой" становится кошка Мурка. Хотя ее тоже жалко...