Международный опыт показывает, что состояние экономики, ее динамики, активности в различных секторах бизнеса оценивается сотнями индикаторов и индексов. Безусловно, будучи основой развитой экономики, малый и средний бизнес (МСБ) требует наличия собственного индекса. Пока доля МСБ в ВВП России по сравнению с экономически развитыми странами невелика и составляет около 18%. Для сравнения, в странах Евросоюза этот показатель достигает 65%. Доля активного населения России, занятого в секторе МСБ, также пока оставляет желать лучшего - всего лишь 22%, что в 2,5 раза меньше, чем, например, в США. Но последние несколько лет в России наблюдается устойчивый рост этих показателей, что привело к необходимости создания собственного индекса. С одной стороны, этот исследовательский продукт будет отражать в реальном режиме текущее состояние индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, а с другой стороны - их ожидания на будущее.
Неудивительно, что за создание этого проекта взялись именно Национальный банк "Траст" и ROMIR Monitoring. За последние девять месяцев НБ "Траст" профинансировал в сектор МСБ более 100 млн. долларов и вошел в Топ-10 банков, активно кредитующих малый и средний бизнес. В свою очередь ROMIR Monitoring уже давно проводит социологические исследования среднего класса России и имеет большие наработки в этой области.
Методика исследования будет заключаться в том, что ежемесячно тысяче предпринимателей из всех регионов России будет предложено ответить на пять вопросов. Два вопроса будут посвящены текущему состоянию их собственного бизнеса и в целом сектора МСБ, а три - ожиданиям предпринимателей в области инвестиций и кредитования, а также взаимоотношений с государством.
Таким образом, как сами предприниматели, так и государственные, общественные и финансовые институты смогут ежемесячно получать на сайте НБ "Траст" достоверную информацию о динамике развития малого и среднего бизнеса в России.
Сама методика составления "ТРАСТ Индекса МСБ" была разработана специалистами ROMIR Monitoring на основе наиболее авторитетного и самого распространенного в мире подхода Мичиганского университета. Для исследования были привлечены эксперты из самых различных областей - государственных, общественных, финансовых структур, научных организаций, представителей банковского сообщества и, разумеется, теоретиков и практиков малого и среднего бизнеса.
По словам главы компании ROMIR Monitoring Андрея Милехина, с помощью "ТРАСТ Индекса МСБ" отечественным предпринимателям из сферы МСБ будет легче лоббировать свои интересы. Он также подчеркнул, что информация, описывающая состояние бизнеса, ощущения, настроения и ожидания бизнесменов, - "это в некотором роде поддержка" в развитии.
В заключение Андрей Милехин и управляющий директор дирекции по развитию МСБ Национального банка "Траст" Надия Черкасова отвергли опасения относительно того, что из-за нахождения значительной части МСБ в "сером" и "черном" сегментах экономики многие респонденты побоятся объективно отвечать на опросы:
- Мы не будем задавать вопросы о конкретных доходах того или иного предпринимателя. Нас интересует общие оценки состояния бизнеса сегодня и завтра.