Пятидневный визит главы российского правительства Михаила Касьянова в США и начался, и
Пятидневный визит главы российского правительства Михаила Касьянова в США и начался, и завершился на оптимистической ноте. Даже по тону первых его высказываний чувствовалось, что ему приятно приехать наконец в эту богатую страну, а затем участвовать во временно поселившемся на Гудзоне Давосском экономическом форуме - не в качестве просителя кредитов или ходатая о реструктуризации долгов, а как представителя равноправной развитой страны, которая лишь хочет, чтобы к ней относились именно как к таковой, то есть признали ее рыночный статус и приняли без каких-то особых оговорок во Всемирную торговую организацию.
Далее эта тональность укреплялась, и, судя по всему, для того были реальные основания. Программа встреч и в Вашингтоне, и в Нью-Йорке выполнена, и, хотя обе стороны предпочли детали не раскрывать, совершенно очевидно, что финальное заявление Касьянова о том, что для наших стран "наступила другая пора - пора доверия, пора сближения", продиктовано общим ощущением от этих встреч. Ощущением того, что госадминистрация президента
Буша искренне стремится не только добиться, чтобы конгресс отменил архаичную поправку Джексона - Вэника, но и к тому, чтобы экономическое сотрудничество двух стран в ближайшем будущем вышло на новый уровень.
Напомним, что поправка была принята в 1974 году к закону о международной торговле и ограничивает режим наибольшего благоприятствования сейчас уже не для СССР, против которого была направлена, а для России - совсем иного государства. Но, как поделился с журналистами Михаил Касьянов, не исключено, что к моменту майского саммита президентов Путина и Буша этот реликтовый пережиток "холодной войны" совсем исчезнет с политического горизонта. Премьер подчеркнул: главный результат этой беседы - подтверждение президентом США того, что наращивание сотрудничества с Россией является важнейшим приоритетом внешней политики его страны.
Если сформулировать основное, о чем шла речь не только в Белом доме, но и в беседах с госсекретарем Колином Пауэллом, министром торговли Дональдом Эвансом, на встрече с крупными бизнесменами, да и в выступлении Касьянова на экономическом форуме в Нью-Йорке, то это, конечно, пути и методы достижения стратегической стабильности, в которой есть и политическая, и военная, и экономическая составляющие. По словам Касьянова, на встрече с Бушем был затронут весь спектр двусторонних отношений региональных проблем и "вопросы выверки позиций по ограничению стратегических наступательных вооружений, механизма верификации этого процесса".
Как можно понять, последняя проблема пока остается камнем преткновения. Речь идет о форме, в которую должно быть облечено обещанное обеими странами сокращение ракетно-ядерных арсеналов. Но, видимо, не зря пресс-представитель госдепартамента Ричард Баучер, известный своим умением уходить от определенного ответа, в этой связи достаточно определенно пообещал - не от своего, конечно, имени: "Мы договоримся".
Что касается региональных трудностей, то, похоже, негативная позиция России в отношении резких высказываний Буша в адрес Ирана, Ирака и Северной Кореи сыграла "охлаждающую" роль. Из Белого дома теперь звучат заверения, что он не собирается спешить с военными действиями, сначала испробует мирные средства, чтобы убедить эти страны отказаться от создания средств массового поражения и их доставки. Накануне отъезда русского гостя помощник президента Буша по национальной безопасности Кондолиза Райс сочла нужным сделать заявление, что Вашингтон для этой цели хочет использовать "крепнущие новые отношения с Россией" и ее влияние в Тегеране, Багдаде и Сеуле.
Все обозреватели отмечают слова главы правительства РФ о том, что Россия может стать главным партнером Запада в обеспечении не только стратегической стабильности, но и энергетической безопасности мира. Особый вес им придает то, что они были произнесены непосредственно после беседы с Бушем. Касьянов, по сути, признал, что вопрос сейчас стоит о значительном расширении российского присутствия на американском нефтяном рынке, что будет отвечать "интересам стратегической стабильности во всем мире".
В отношении же начавшегося изменения к лучшему в торговых и экономических связях между нашими двумя странами Касьянов имел возможность привести конкретные и очень веские примеры: о переходе к решающей стадии энергетического проекта "Сахалин-1" объявила крупнейшая корпорация "Эксон мобил", а другой гигант, "Роял Датч шелл", в ближайшее время намерен принять решение о начале решающей фазы проекта "Сахалин-2".
Вместе, констатировал премьер-министр, они дадут примерно 25 миллиардов прямых инвестиций в российскую экономику. Это один из важных признаков того, что Касьянов имел основания провозгласить с "давосской" трибуны: "Мы считаем, что источники экономического роста в России поставлены на стабильную основу".