Конец века заставил составителей большинства новогодних музыкальных программ отойти от сугубой
Конец века заставил составителей большинства новогодних музыкальных программ отойти от сугубой сиюминутности. А устроители традиционной передачи ОРТ "Песня года" вовсе замыслили определить лучшие сто песен столетия. Правда, как именно они это сделали, я не очень понял - то ли по письмам телезрителей, то ли еще каким-то способом... Во всяком случае, действительно прозвучала масса хороших песен, и этим передача выгодно отличалась от своих предшественниц: "Песни-98", "-97"... Ведь в ее орбиту попали и "Катюша", и "Подмосковные вечера", и "День Победы", и "Не думай о секундах свысока", и "Надежда" (хотя ни авторам, ни исполнителю последней - Александре Пахмутовой, Николаю Добронравову, Муслиму Магомаеву - по-моему, не вручили за нее даже простого диплома - это, видимо, своеобразный тусовочный "знак невнимания", каковыми "Песня года", увы, славится). Соглашусь: до сих пор не померкли "Вернисаж" Паулса, "Когда мы были молодые" Никитина, "Вальс-бостон" Розенбаума, светящаяся каким-то особым внутренним светом "Последняя поэма" Рыбникова на стихи Тагора. Поистине праздничным подарком стала встреча с давними любимцами публики - Владимиром Трошиным, Тамарой Синявской. Называю в первую очередь именно их, поскольку в отличие, скажем, от Кобзона, Ротару или Лещенко эти артисты крайне редко сегодня появляются на песенной эстраде.
И нынче есть, пусть немногочисленные, песни, которые не стыдно поставить рядом с общепризнанными. Талантлив, кажется, Олег Молчанов, чья мелодия "Много - не мало" на стихи Кирилла Крастошевского прозвучала в обаятельном исполнении Татьяны Булановой. А вот Игорь Крутой за успех своего "Двадцатого века" должен, считаю, благодарить в первую очередь Валерия Леонтьева с его редкой на нашей эстраде драматической энергетикой и Аркадия Арканова, написавшего экспрессивный текст.
К сожалению, достаточно авторов и исполнителей, как и в прежние годы, путали большие концертные подмостки с кабаком или дискотекой в школе для умственно отсталых. Не могу не присоединиться к Жанне Агузаровой, с экрана пожаловавшейся на то, что многие тексты "недостаточно красивые" (часто - просто бессмысленные. - С.Б.). Замечу и влияние на текстовиков не самых высоких образцов русского фольклора: так, "Крошка моя" Алексея Потехина навеяна бессмертным "У попа была собака", "Люби меня, люби" Андрея Репникова и Екатерины Голубевой - "Чижиком-пыжиком", "Звездочка" Бориса Моисеева - небезызвестной частушкой "С неба звездочка упала"...
Удивила и, признаюсь, не расстроила необычно скромная для "Песни года" представленность "голубой" темы. Чуть ли не одиноким борцом за права тех самых меньшинств выступил(а), соблазняя поклонников густо напомаженным ртом, Шура. Но, видать, интерес к странной "звезде" спадает, если спонсоры (коли они есть) так и не справили протеже толковую, не рваную юбочку и не вставили "вубы" (то есть в произношении обычного человека - зубы).