Кстати, об "административном ресурсе". За те несколько недель, что прошли после 19 декабря, стало привычным рассуждать об активном участии губернаторов в выборах. Мол, региональные лидеры приняли сторону Шойгу и обеспечили ему победу.
Вопрос этот весьма спорный. Возможно, кто-то из тех губернаторов, которые выступили с инициативой создания "Медведя", и оказал новому движению ту или иную поддержку. Но только никто почему-то не вспоминает о том, что ни один из губернаторов не рискнул появиться в списке "Единства". Ни один из них не рискнул войти в первую тройку (в отличие от того же ОВР, где в первой тройке было сразу два члена Совета Федерации). Ни один не решился присягнуть публично в верности новому движению. Вряд ли это можно назвать полноценной поддержкой...
Принято считать, что губернаторы одним своим отношением способны принести 10-20 процентов тому блоку, который признают своим. Но в том то и дело, что губернаторов, присягнувших в верности блоку Примакова-Лужкова, к декабрю минувшего года, оказалось ничуть не меньше, чем тех региональных лидеров, которые не поверили в "неизбежную" победу ОВР. И "административный ресурс" у "Единства" и "ОВРага" был примерно равным. А потому разницу в итоговых результатах выборов объяснять одним влиянием местной исполнительной власти бессмысленно. Да и медиа-ресурсы у двух "губернаторских" блоков оказались примерно одинаковыми: за ОВР агитировали популярный канал НТВ и ТВЦ, а "Единство" поддержали рейтинговое ОРТ и официозное РТР. В конце концов все решил профессионализм тех, кто, собственно, и занялся агитацией.
Сравнение "Единства" с ОВР не случайно. И в том, и в другом случаях на выборы пошли блоки, созданные региональными лидерами, посчитавшими, что прошло то время, когда из центра им диктовали, как следует жить. Рассуждения о том, что в одном из этих блоков объединились главы дотационных областей, а в другом - лидеры регионов-доноров, тоже не выдерживают критики. Принципиальной разницы в экономическом положении Башкирии, чей президент поддержал ОВР, и Калмыкии, чей лидер объявил о своей любви к "Единству", на самом деле нет.
В общем, перед выборами силы этих блоков были примерно равны. У "Единства" за спиной виднелась поддержка президентской администрации в лице Игоря Шабдурасулова (правда, остальные руководители этой организации скрывали свои пристрастия до последнего - пока будущий успех "Медведя" не стал предсказуемым). ОВР же демонстрировал возможности своих лидеров - Евгения Примакова и Юрия Лужкова. Примаков встречался с президентами Франции и Германии. Шабдурасулов звонил губернаторам Сибири и Дальнего Востока.
В конце концов в этом-то все и дело. Имиджмейкеры лидеров "Единства" совершенно справедливо рассудили, что их избиратель живет не во Франции с Германией, а в России. Вся их кампания была проведена грамотно и осмысленно. Сергей Шойгу напоминал людям, что для того, чтобы оказаться на вершине власти, совсем не обязательно быть москвичом. Игорь Шабдурасулов объяснял губернаторам, что в их интересах поддержать блок, который станет центром коалиции ответственных депутатов и не позволит спровоцировать очередной правительственный кризис. Ведущий программы "Здесь и сейчас" Александр Любимов помог "Единству" подготовить собственные законопроекты. Все тот же Любимов вместе с Константином Эрнстом, возглавляющим ОРТ, и основателем российской социальной рекламы (помните ролик "Позвоните родителям"?) Игорем Буренковым, сформировавшим пресс-центр "Единства", разработали концепцию рекламной кампании блока. В результате мы увидели рекламные клипы, где все блоки и движения демонстрировали "говорящие головы" своих лидеров. А "Единство" предложило зрителям веселый мультфильм о медведе, который пришел и навел порядок в нашем теремке. Образ положительного медведя запоминался на лету. Как и яркие рекламные щиты все с тем же медведем, лихо вышвыривающим бандитского вида волка. Результат - рекламная кампания "Единства" оказалась самой запоминающейся и эффективной.
Еще идеологи "Единства" во главе с Шабдурасуловым могут похвастать необычайно грамотной организацией работы своих лидеров. Пока Примаков общался со Шредером и Шираком, Сергей Шойгу появлялся на экранах строго по делу - строил лагеря для беженцев, например. Он не постеснялся на саммите в Стамбуле сказать все, что думает о месте и роли западных гуманитариев в Чечне, что еще добавило очков в его пользу.
Шабдурасулов, Любимов, Эрнст, Буренков и их подчиненные выстроили кампанию своих подопечных вполне грамотно. Шойгу, Карелина и Гурова в невыгодном свете не смог показать ни один телеканал. И если Сергей Шойгу и не мастер бойких теледебатов, то он в такого рода шоу и не участвовал, что вызывало соответствующую реакцию у оппонентов. Хотя никто так и не удосужился объяснить, почему это лидер общефедерального блока обязан участвовать в шоу частного телеканала, да еще и на его условиях. Зато все СМИ были вынуждены освещать деятельность "медведя" номер 1 в качестве министра по чрезвычайным ситуациям. Причем освещать в положительном свете. "Единству" деятельность его лидера шла лишь на пользу.
В конце концов результат - критерий практики. Блок ОВР опирался на ресурсы группы мэров, губернаторов, президентов и аппарат Совета Федерации. "Единству" достались губернаторы менее богатые, зато "медведей" поддержала президентская администрация. Итог известен: "Единство" практически сравнялось с коммунистами по количеству голосов.
Впервые в нашей новейшей истории появилась партия, совершившая такой рывок. И всего-то за три месяца! Это - триумф политических технологий. Теперь уже всем ясно и то, кто этими технологиями владеет в нашей стране лучше всех...