НОВОГОДНИЙ ПОДАРОК ПУТИНУ И СТРАНЕ

Еще несколько месяцев назад вряд ли кто-нибудь мог сказать, что в России переход президентской власти произойдет в столь благоприятных обстоятельствах. Думали, что при этом возможны дестабилизация и потрясения. Вспомним, Ельцин когда-то сказал: без меня вы тут все передеретесь...

Но вот сегодня оказалось, что в России возможен и плавный, безболезненный переход власти. И обусловлено это событиями последних месяцев. Маневры Кремля позволили на думских выборах впервые за последнее десятилетие кардинально изменить соотношение сил в нижней палате. Фактически впервые правоцентристы будут иметь перевес над левыми и левоцентристами. Как минимум три прошедшие в Думу фракции, а в некоторых случаях и все четыре по всем ключевым вопросам при голосовании будут занимать проправительственную и пропрезидентскую позицию. Это "Единство", СПС, блок Жириновского. А по многим проблемам и "Яблоко" Явлинского вряд ли захочет вступать в союз с коммунистами. Если учесть, что многие депутаты от "Всей России" создадут свою депутатскую группу и также будут готовы, похоже, поддержать Путина, то просто трудно себе представить более благоприятные обстоятельства для досрочных президентских выборов. Надо добавить, что уже высказали свою поддержку президенты ряда республик и руководители субъектов Федерации.
Таким образом, если думать, что целью Кремля было избрание своего кандидата, то трудно было найти более удобное время для заявления Ельцина о своем досрочном уходе. В экономике наблюдается некоторый (хоть пока и неустойчивый) рост, рубль держится на стабильном уровне, успешно продолжается чеченская кампания. Путин находится на вершине своей популярности и у "электората", и в политических элитных группах. А противники Кремля и Путина, его потенциальные конкуренты едва ли так легко оправятся от неудачи на думских выборах. К тому же они оказываются в невыгодном положении из-за дефицита времени в связи с внезапным приближением даты выборов президента. Да и то - из трех месяцев, отпущенных на подготовку к досрочным выборам, значительная часть времени приходится на праздники, и это не позволит оппонентам Кремля поддержать в мобилизационном состоянии свои порядки.
Еще не так давно многие считали, что Ельцин никогда не уйдет от власти, что невозможно себе представить Ельцина-пенсионера... Тем более этот шаг с уходом президента (по своей воле или под давлением - неважно) можно считать точно выверенным и беспроигрышным. Если бы Ельцин продолжал цепляться за власть до последнего, то есть основания предполагать, что за это время в экономике могли бы произойти сдвиги к худшему, чеченская кампания продвигалась бы не столь успешно, и это привело бы к падению рейтинга Путина. И после ухода Ельцина мы могли бы иметь более напряженную обстановку, выборы прошли бы в условиях весьма непредсказуемых, возможно, даже чреватых потрясениями...
Думается, что Ельцин, или, как в последнее время принято говорить, "семья", хорошо осознал эти угрозы и решил воспользоваться столь благоприятно сложившимися обстоятельствами, чтобы гарантированно обеспечить преемственность власти. "Семья", по крайней мере на начальных этапах, могла бы сохранить свои позиции в экономической и политической жизни России. Этому служит и подписанный Путиным указ о гарантиях президенту. И хотя в российской политике трудно рассчитывать на вечную преданность, та форма ухода, которую избрал Ельцин, публично, думается, моральными узами привязывает Путина и к нему, и к "семье". И даже, что еще важнее, в глазах определенной части общества делает Путина как бы заложником Ельцина, потому что любые его действия, направленные против (допустим, против тех, кого у нас привыкли считать "ближайшим окружением"), могут восприниматься как "черная неблагодарность" Путина, которого Ельцин поддержал, сделал премьером, которому оставил верховную власть. Ельцин еще раз доказал, что в тактическом плане он все же может (или теперь уже - мог) принимать нужные решения, как бы они ни были для него лично тяжелы.
Для политологов и экспертов ясно, что следующим после Ельцина президентом станет почти наверняка действующий премьер-министр. При этом имелось в виду, что весь административный, финансовый и информационный ресурс власти будет задействован в его кампании. Нынче это утверждение "вдвойне" очевидно.
Сейчас главная проблема для России и для Путина - не победа на выборах, а то, с каким видением внешней и внутренней политики вступит в должность новый президент. Естественны вопросы и о степени его политической самостоятельности, и о путях возрождения реального сектора экономики, и о перспективе развязки "чеченского узла"... Надо иметь в виду и то, что разговоры о конституционной реформе так и остались разговорами, и новый президент унаследует неограниченные полномочия, которые могут работать в руках мудрого, волевого и энергичного политика на благо страны. А в противном случае эта же система может по-прежнему порождать фаворитизм, клановость, вести к развалу Российского государства.