«Звезда Театрала»: Талантам от поклонников

Независимая премия зрительских симпатий в седьмой раз назвала своих лауреатов. И с итогами трудно спорить: ведь награждал не цех, а публика

Не будем лукавить — независимых премий не существует. Судьба награды зависит от того, кто оценивает сделанное претендующими на нее. Но в случае со «Звездой Театрала» зависимость — оптимальная из возможных: все решает зрительское голосование. Механизм — прозрачней некуда. На сайте журнала «Театрал» каждый желающий может отметить понравившийся спектакль, актерскую или режиссерскую работу. В конце сезона составляется длинный список и открывается голосование. Набравшие наибольшее количество голосов образуют короткий список, по которому голосование начинается с нуля. В начале декабря по традиции подводятся итоги. На сей раз церемонию вели Юлия Пересильд, воплощавшая «гламурную барышню», завсегдатая первых рядов, и Эдуард Радзюкевич — «интеллигент» в поношенном жилете, разглядывающий своих кумиров в морской бинокль из последнего ряда галерки. Ирония более чем уместная — зритель-то зрителю рознь.

Лучшим социальным проектом стал благотворительный фонд «Доктор клоун»: актеры в свободное от работы время приходят в клиники к тяжело больным детям, возвращая им детство, отнятое недугом.

Лучшим русским театром за рубежом был назван Рижский русский театр им. Михаила Чехова. В голосовании принимали участие зрители из 85 стран мира. В десятку самых активных, кроме России, разумеется, вошли Украина, Армения, США, Латвия, Эстония и Нидерланды. Выводы каждый может делать самостоятельно.

Театр Вахтангова в этот вечер получил четыре «Звезды». Если добавить к ним еще три номинации (режиссерскую, директорскую и женскую роль второго плана), то по гамбургскому счету соперников в борьбе за любовь зрителей у него нет и в обозримом будущем, похоже, не предвидится. Самым молодым лауреатам — чуть за двадцать, патриарху — на 70 больше. Лучшим спектаклем для детей стал «Кот в сапогах» — дипломная работа выпускников Щукинского училища, включенная в основной репертуар. Спектакль будет жить и после того, как они покинут свою alma mater — им на смену придут новые щукинцы. Лучшей антрепризой был признан «Потерпевший Гольдинер» продюсерского центра «Артфурор» с блистательным дуэтом Владимира Этуша и Ольги Тумайкиной. Среди музыкальных спектаклей победил «Отелло» в постановке Анжелики Холиной, которая, получив приз, заявила, что именно женщина не дает мужчинам разрушать магию театра.

А Виктору Добронравову пришлось выходить на сцену дважды — за себя и за папу. Субординация была соблюдена: сыну премия досталась за роль второго плана (Хлойне-Генех в «Улыбнись нам, Господи»), отцу — за главную (Мужик и Джерри в «Незабываемых знакомствах» Театра сатиры). И для обоих «Звезда Театрала» стала первой большой наградой.

Нынешнюю публику принято упрекать в непритязательности и любви к дешевому развлекалову. Итоги голосования доказывают простую истину — не стоит всех стричь под одну гребенку. Судите сами. Лучшими женскими ролями были признаны работы Светланы Немоляевой (второго плана) в «Канте» театра им. Маяковского и Ирины Муравьевой в «Филумене Мартурано» Малого театра.

Лучшим спектаклем публика сочла «Гамлет|Коллаж» Театра наций, а лучшим режиссером — Льва Додина, отдав дань его «Вишневому саду» в МДТ.

Директором любимого театра назвали Олега Табакова, занимающего сразу два руководящих кресла МХТ им. Чехова — директора и худрука. От лица благодарных зрителей президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, вспомнив одну из первых ролей актера — упрямого мальчишки, неистово рубившего мещанскую мебель в «Шумном дне», вручил Олегу Павловичу офицерскую шашку с надписью «Честь. Долг. Отечество». А сам лауреат, не отрицая собственных заслуг, напомнил, что человек дела должен думать о том, что останется после него.

Впрочем, на философский лад был настроен не только Табаков. Номинация «Легенда сцены» не является конкурсной. В этот раз публика чествовала Татьяну Доронину и Марка Захарова. Татьяна Васильевна, подчеркнув, что понимает «некоторую странность и неуместность своего присутствия» на подобном мероприятии, разразилась двадцатиминутной речью о сути подлинности звезд. А Марк Анатольевич, к сожалению, лишенный возможности присутствовать, провозгласил с экрана, что «умных и тонких людей у нас в стране гораздо больше, чем думает наше телевидение».

А резюмировать вышеописанное действо уместней всего словами Льва Додина: «Чем больше будут с экранов телевизоров говорить про нефть, доллары и санкции, тем больше человеку будет нужен театр».