Сплошное потреблянство

 Народ набивает шишки и опустошает карманы в предпраздничных очередях

 Призрачно все в этом мире бушующем, особенно в дни новогодних распродаж. Ослепительно сверкают витрины супермаркетов и мелких лавочек, заманчиво хрустят под ногами разбросанные подарочные доллары и евро, в глаза и уши, в печенку и селезенку лезут назойливые призывы: «Купи!» Ныне весь мир предлагают всего за полцены. Самые щедрые – за треть.

Время шумное, веселое, раздольное. Однако кто-то тратит, а кто-то зарабатывает. Торговля знает: россияне тратят на угощения и подарки в среднем по 320 евро в год, но кому именно достанутся деньги? Три десятка студентов с шумом-гамом вдруг выстраиваются в суматошную очередь за явным дефицитом. Через пять минут на их месте бурлящая толпа, а зачинщики в сторонке уже делят гонорар – по 300 рублей на нос. Почтенный отец семейства разглядывает отхваченные задешево три пары джинсов для сыновей, ногтем отколупывает свеженаклеенный ценник «800 рэ», а там – о ужас! – вчерашний ценник «550 рэ»!.. В общем, дурят нашего брата, ох дурят!!!

Так было, есть и будет во всем празднующем мире, но в окружении нашенских наряженных елочек, бородатых и поддатых Дедов Морозов и румяных Снегурочек даже явный обман – не обман, а лишь часть предновогоднего карнавала.

Скептики уверены, что все новогодние распродажи устраиваются жуликами, а предлагаемые дешевые товары – наверняка подделка, неликвид или брак. Но это неправда. Точнее, не вся правда. Торговля случается всякая – и с обманом, и с точным расчетом заработать на повышенном обороте. Но чаще всего и та и другая. А обманывают больше того, кто сам обманываться рад и первым рванул по головам соседей за желанной добычей. Как на днях рванули толпой белгородцы сквозь строй чадящих автобусов к дверям магазина электроники, где по случаю открытия всем обещали телевизоры со скидкой.

То есть не отказывайте себе в праздничной радости, но не теряйте голову. Есть несколько нехитрых правил поведения на распродажах, которые легко запомнить, но куда труднее им следовать. К примеру, старшее поколение легко приманить очередью: если другие рвутся – мне тоже надо. Но разве сегодня есть серьезный дефицит, чтобы рваться за ним, ломая крылья, теряя перья? И вообще, зачем вам уцененные наволочки, китайские утюги – разве вы за этим сюда пришли? Оно вам надо?

А если надо, то сколько? Свату, брату, жене, дочке, теще, племяннице, брату начальника, другу соседа по даче? Сколько мелкооптовых покупателей костерят себя от новогодних каникул до майских праздников за купленные на всякий случай и не пригодившиеся подарки, сувениры и прочее барахло! Дешево? Но в феврале-марте станет еще дешевле. И это правило действительно не только для сезонного шир­потреба.

Сегодня немало торговых заведений приманивают «подарочными картами» – на 200 рублей, на 500, даже на 1000. Причем карты в один магазин могут раздавать на выходе из других магазинов, а также в подземных переходах, в метро, просто на улицах. Но когда обладатель «подарка» приходит за покупкой и выкладывает кассиру карту-скидку, ему вдруг объявляют: карточка неправильная (просроченная), надо купить на 5 тысяч, чтобы получить скидку, и т.д. Не расстраивайтесь – это была простая приманка.

Кстати, не забудьте, что сезонные распродажи и скидки придуманы не у нас. И вообще в Европе многие качественные товары, особенно одежда и обувь, в разы дешевле, чем в российских супермаркетах, не говоря уже о бутиках. И если после новогодних праздников вы планируете поездку за рубеж, прикиньте: тамошний шопинг может оказаться значительно приятнее и выгоднее, нежели на родных просторах.
Но даже если хочется купить сегодня, не хватайте товар на бегу, с первого прилавка. Пройдите вглубь магазина, зайдите в следующий – сориентируйтесь по ассортименту, по ценам. Еще лучше заранее покопаться в интернете, понять нынешний уровень цен на вещь, которую планируете приобрести.

У каждого вида товара свои особенности продаж: модную одежду со скидками покупают в конце весны, бытовую технику – ближе к осени, мебель – в конце зимы. Сегодня вас приманивают новогодними скидками в автосалонах? Но вспомните: в январе дилер получит машины следующего года выпуска, и нераспроданные вовремя декабрьские авто потеряют в цене еще 10–15%. Вам они лишние?
Новогодние распродажи в магазинах электроники, бытовой техники имеют свою специфику: не исключено, что где-нибудь достаточно дорогой товар со скидкой продают без гарантии как уцененный. Поэтому проверьте паспорт изделия, убедитесь в наличии гарантийного талона.

С наступающим праздником! Радостных и умных вам покупок!

Сравним?

Нас ценниками не испугаешь

Мы попросили наших корреспондентов в Лондоне и Нью-Йорке сходить на рождественский шопинг в известные универмаги – Selfridges в Великобритании и Bloomingdale’s в Штатах, а сами отправились в московский ЦУМ – сравнить цены, скидки и количество народа, жаждущего принести в свой дом Рождество поскорее.

Увы, никакими скидками в ЦУМе не пахло. Там даже не начали готовиться к рождественским распродажам. В обеденный перерыв вторника в магазинах одежды, конечно, народу маловато. Чего не скажешь о елочном базаре – вот там-то не протолкнуться.

«Девушка, а нам бы елочки посмотреть, прицениться», – попытались мы заговорить с консультантом. Но выяснив, что спрашивают такую малость, она быстро отвела нас в уголок и больше нами не интересовалась.

Обычных искусственных зеленых елочек в ЦУМе – несколько штук, 1,80 м и 2,3 м. Все – made in China и, признаться честно, не особо привлекательные, как и ценники на них. Пониже – 13 340 рублей, повыше – 19 010. И это только первая новогодняя трата, самая обязательная.

Что касается Нью-Йорка – там к Рождеству семья приобрела елочку двухметровую за 275 долларов, то есть 8,5 тысячи рублей. В Лондоне елки на том же ценовом уровне, хотя качество и их вид намного лучше российских. Шестифутовое дерево с красивым серебристым напылением (1,8 м) – 165 фунтов, 8,2 тысячи рублей.

Дальше сравниваем цены на гирлянды, вечерние женские платья и карнавальные костюмы для детей. Гирлянды, которыми было бы не стыдно украсить такие дорогие елочки, – от 4,5 до 6,5 тысяч рублей в ЦУМе, около 20 фунтов за любую (одна тысяча рублей) в Selfridges и 97 долларов (3 тысячи рублей) в Bloomingdale’s. Примерно одинаковые платья – 104 тысячи руб­лей в ЦУМе, 31 тысяча рублей (990 долларов) в Нью-Йорке и 37 тысяч руб­лей (750 фунтов) в Лондоне.

Карнавальные костюмы для детей, как и следовало ожидать, тоже дороже в России. Если в Лондоне костюм Джинджермена можно купить всего за 35 фунтов (1800 рублей), а в США молодая мама приобрела ребенку праздничный наряд за 100 долларов (3100 рублей), то цены в единственном на весь ЦУМ магазинчике детских карнавальных костюмов только начинаются от 3 тысяч рублей, красивые же костюмы Осени и эльфа – около 6 тысяч. Платья для маленьких принцесс еще дороже – от 10 тысяч рублей и выше. Да что и говорить: карнавальная маска, говорят, произведенная в Италии, – стоит от 4 тысяч и выше.

И несмотря на то что рождественских распродаж в ЦУМе пока не предвидится, народ к товарам приценивается. Больше всего жителей и гостей столицы интересуют декорации – о платьях подумать еще успеют. И никого не смущают ценники в 500 руб­лей за один пластиковый шар на елку и 800 – за стеклянную птичку, никто не думает о том, что гирлянду можно использовать и прошлогоднюю, ведь она еще лет 10 проработает, – люди покупают. Потому что есть деньги на кредитках и обеденный перерыв в центре Москвы. А деньги – ерунда, не здесь, так в другом месте будут потрачены.