РАЗБОР ПИЛОТА

В Свердловской области возбуждено уголовное дело в отношении 29-летнего Евгения Степуры, пилота воздушного шара. Воздухоплавателю грозит два года тюрьмы за незаконный полет, во время которого пострадали два человека и автомобиль.

В последний день минувшего лета житель Екатеринбурга Дмитрий Бикташев решил устроить романтическое путешествие на воздушном шаре для своей жены и ее сестры. У супруги Дмитрия был день рождения, и мужу захотелось преподнести необычный подарок. С просьбой помочь организовать праздничное мероприятие Дмитрий обратился в екатеринбургскую фирму "Шоутайм". Там дали телефон владельца аэростата Евгения Степуры.
- Мы дали только координаты пилота, - пояснили "Труду" в развлекательной компании. - Полеты на воздушных шарах мы не организовываем, у нас нет лицензии на такую деятельность.
Степура предложил полетать в пригороде Екатеринбурга - над поселком Октябрьским. За полуторачасовой осмотр местных красот с высоты птичьего полета Бикташев заплатил 18 000 рублей. Однако уже во время пробного запуска (без пассажиров) начались неприятности. Воздухоплавательный аппарат вдруг подпрыгнул на 25 метров, а затем резко спикировал на крышу машины Бикташева, стоявшую неподалеку. "Ниссан" оказался здорово помят, но люди успели вовремя из него выскочить.
Тем не менее воздушный вояж решено было продолжить: дамы сели в корзину, а Дмитрий остался на земле. В облаках шар парил всего 17 минут, успев за это время трижды удариться о землю. В конце концов он рухнул в 20 метрах от железнодорожной насыпи, только чудом не задев ЛЭП. Обе женщины попали в больницу с различными травмами. Пилот не пострадал. Но спустя три месяца его обвинили в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ч. 1 ст. 238 УК РФ).
Горе-аэронавт, как оказалось, вообще не имел права подниматься в небо, тем более с пассажирами: у него не было ни пилотского удостоверения, ни документов на аэростат, ни сертификата на такие полеты. Кроме того, он не сдал заявку и не получил соответствующего разрешения на использование воздушного пространства от органов ВВС и ПВО.
КАК ПОЛУЧИТЬ ПУТЕВКУ В НЕБО
Чтобы стать пилотом теплового аэростата (иначе говоря, воздушного шара), нужно:
- пройти 10-12-дневную теоретическую подготовку;
- вместе с инструктором провести 10 часов в небе;
- успешно сдать экзамены.
Полный курс обучения обойдется в 160 тысяч рублей (сюда входит стоимость изучения 11 предметов - 27,5 тысячи рублей, эксплуатация аэростата - 26,5 тысячи рублей, услуги инструктора - 28 тысяч рублей). Свидетельство пилота и летная книжка обойдутся еще в 2 тысячи рублей.
Перечень документов, которые необходимо получить пилотам легких самолетов (фото 1), вертолетов (фото 2), дельтапланов (фото 3) и воздушных шаров, примерно одинаков. В первую очередь нужно пройти врачебно-летную комиссию, окончить курсы. А затем оформить разрешительные бумаги: формуляр на аппарат, свидетельство о регистрации этого аппарата, руководство по технической эксплуатации и летному обслуживанию, страховку жизни и здоровья, удостоверение пилота и летную книжку. Но главное - получить лицензию на перевозку пассажиров.