Такого Рязанова мы давно, а, может быть, и никогда еще не видели. В последние годы прославленный режиссер, вступивший в серьезный возраст, снимал, мягко говоря, не лучшим образом, лишь в отдельных сценах напоминая того блистательного Рязанова, который на протяжении десятилетий заставлял нас взахлеб смеяться и отчаянно грустить. Его новый фильм "Андерсен. Жизнь без любви", созданный в содружестве с драматургом Ираклием Квирикадзе, - отнюдь не комедия. И не трагикомедия. И не драма. И не мелодрама. Представляя фильм публике, Рязанов слега растеряно назвал его фантасмагорией по жанру и блокбастером по бюджету.
Это и впрямь блокбастер, то есть масштабное, дорогостоящее кинополотно, только с пресловутыми "Дозорами" оно, разумеется, не имеет ничего общего. Здесь нет взрывов, погонь, трупов, стремительного действия, но есть нечто большее: уникальная судьба великого сказочника, вписанная в роскошество, грязь, изуверства, фантазии и сказки его эпохи. Но это не каноническая кинобиография из серии ЖЗЛ. Рязанов, знающий толк в подробном сюжетосложении, в акварельных полутонах, работает в этой картине крупными ударами кисти. С какой-то юношеской удалью он перебрасывает действие из нищенской хижины Андерсенов в королевские апартаменты, из портовых борделей - в театральные ложи, из великосветских гостиных - на грязные улицы провинциального датского городка, из середины девятнадцатого века - в середину века двадцатого, куда волею авторов отправляется Андерсен, надев на ноги волшебные галоши из своей знаменитой сказки...
Рязанов не был бы самим собой, если бы в судьбе датского сказочника не нашел перекличек с русскими писателями, которые мучились теми же "больными" вопросами, что и он. Отсюда, например, тема двойника, двойничества, которая преследовала Пушкина, Достоевского, Чехова и которая очень естественно возникает в фильме. Ведь Андерсен, сын сапожника и прачки, став всемирно знаменитым писателем, всю жизнь мучился тем, что он волей-неволей ведет двойную жизнь.
В нем действительно сочеталось трудно сочетаемое: он писал о стойком оловянном солдатике, а сам был подвержен приступам растерянности и мнительности. Расправлялся с власть имущими в "Голом короле", а сам порой грешил по отношению к ним угодливым подобострастием. Призывал своих читателей к душевной свободе, а сам трусливо прятал свое родство с матерью-алкоголичкой и сестрой-проституткой. Страдал от неразделенной любви к шведской певице Йени Линд (Евгения Крюкова), а сам был жесток по отношению к влюбленной в него дочери генерала Вульф Генриетте (Алена Бабенко). Воспевал в своих сказках любовь, а сам, прожив на свете 70 лет, так и не познал тепла и жара женского тела...
Но все свои рабские комплексы и зависимости он выдавливал из себя вместе с каплями чернил, которые день за днем ложились на белые листы бумаги. И умер он по-настоящему свободным и по-своему счастливым человеком, оставив в наследство читающему человечеству свои удивительные, пронизанные добром и светом сказки. И это главное в его личности, считает Эльдар Рязанов, а вместе с ним актеры Ваня Харатьян, Стас Рядинский, Сергей Мигицко, сыгравшие соответственно маленького, юного и зрелого писателя в этом большом, многокрасочном, многофигурном, временами громоздком, временами косноязычном, но таком завораживающем фильме...
Поистине блистательно Рязанов закольцевал свой фильм. В начале ленты он материализует расхожую метафору - "поцелованный Богом". Седенький Бог в обличии Вячеслава Тихонова целует юного мальчика в лоб, напутствуя его на великие свершения. А в финале, выслушав исповедь писателя ("я был жестоким, эгоистичным, слепым..."), Бог прощает ему все его прегрешения. И лишь под конец мудро замечает: и все-таки жаль, что ты прошел в своей жизни мимо такого чуда, как любовь женщины. Говорю тебе это как мужчина...
Еще во время съемок "Андерсена" Рязанов заявлял, что это будет последний его фильм. После ряда не очень удачных, каких-то усталых лент мастера это его желание лично у меня вызывало понимание. Теперь мне снова хочется ждать новых картин Эльдара Рязанова. А он сам, нарушив свое обещание, в эти дни ударными темпами снимает фильм "Карнавальная ночь-2", который планируется к показу на Первом канале в самый канун Нового года. Подождем?
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В эти дни в Ржеве Тверской области открыли памятник Хансу Христиану Андерсену. Московский скульптор Дмитрий Левин изобразил великого датского писателя стоящим на фоне готического замка, роз и невиданных животных. На руке Андерсена висит дорожный плащ, у ног лежит саквояж с рукописями. Создается впечатление, что он пришел рассказать нам свои удивительные истории.
А на юго-востоке Москвы планируют открыть парк Андерсена. По словам префекта округа, район Марьино "чрезвычайно схож с ландшафтом родной для писателя Дании". Скульптуру сидящего сказочника установят на насыпном холме, вокруг будет разбит сад с множеством тропинок, небольших прудов, которые должны создать Данию в миниатюре.