В отличие от пустынно-гористой и степной местности на западе страны северо-восточным районам - Маньчжурии - грех жаловаться на скудость природных ресурсов и суровые климатические условия. Полвека назад Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин, давшие старт победоносному шествию китайских коммунистов на Пекин, сыграли роль экономического локомотива молодой народной республики. Чанчуньский автомобильный, Аньшаньский металлургический, Харбинский авиационный - кому в Китае не известны эти индустриальные гиганты-первенцы. Заводы и фабрики, как грибы после дождя, выросшие здесь в годы первых пятилеток при активном содействии "большого советского брата", на протяжении десятилетий оставались становым хребтом промышленности КНР. При этом все три северо-восточных провинции ходили в передовиках, и в сводной таблице на заре реформ в 1978 году уступали по размерам ВВП лишь трем городам центрального подчинения - Пекину, Шанхаю и Тяньцзиню.
Переход Китая на рельсы рыночного развития привел к закату "золотой эры" северо-восточного региона, всецело жившего по законам плановой экономики. Инвестиционный бум, охвативший южные и восточные провинции КНР, обошел этот край стороной. Расположенные на северо-востоке государственные предприятия одно за другим стали переходить в разряд хронически убыточных со всеми вытекающими последствиями в виде растущей армии безработных и, как следствие, нарастания социальной напряженности. Весной прошлого года сначала в г.Ляоян, а затем и на старейших в КНР Дацинских нефтепромыслах прошли акции протеста рабочих против ухудшения своего материального положения, и властям пришлось немало потрудиться, чтобы вернуть ситуацию в нормальное русло. По мнению наблюдателей, именно необходимость обеспечения социальной стабильности побудила Чжуннаньхай (так именуют резиденцию партийно-правительственного руководства) взяться за наведение порядка на северо-востоке.
К тому же за полвека эксплуатации оборудование, установленное на здешних заводах, безнадежно устарело - достаточно сказать, что станочный парк лишь на 15 процентов соответствовал уровню 1990-х годов. Разумеется, никто не спешил приобретать "промтоварный антиквар", выпускавшийся на этой обветшалой технике. В итоге по размеру среднедушевого ВВП все три провинции - Ляонин, Хэйлунцзян и Цзилинь, в которых проживает более 107 млн. человек, - скатились соответственно на 8-е, 10-е и 14-е места. Упадок северо-востока особенно контрастировал со стремительным подъемом прибрежных южных и восточных районов, что дало основание жителям Маньчжурии говорить о "потраченных впустую" двух десятилетиях реформ.
Курс на ускоренное развитие северо-восточных провинций, как подчеркивают в Пекине, никоим образом не конкурирует с масштабной программой освоения запада. Уж слишком различны условия этих регионов и стоящие перед ними проблемы. Если западные территории развиваются практически "с нуля", то северо-восток располагает развитой инфраструктурой (взять одну лишь КВЖД, построенную еще в позапрошлом веке) и квалифицированной рабочей силой, однако страдает от наследия административно-командной системы экономики. Большинство расположенных здесь предприятий находятся в государственной собственности и явно пробуксовывают в новых условиях хозяйствования. Стало быть, путь к успешному развитию северо-востока лежит через конкуренцию разных форм собственности и внедрение передового опыта менеджмента. Но главное - это стремление местного населения - от простого рабочего до руководителя провинциального звена - найти свое место в рыночной экономике.
И последнее весьма существенное слагаемое успеха "наступления на северо-восточном фронте". Таковы уж реалии китайской политики, что каждое поколение руководителей стремится запечатлеть свое место в истории крупными починами. И если ушедшие с политического Олимпа на прошлогоднем XVI съезде КПК лидеры третьего поколения останутся в памяти потомков как пионеры освоения западных регионов, то занявшие их место представители четвертого поколения преисполнены решимости отметиться как инициаторы возрождения северо-востока. Реализация этого замысла сомнений не вызывает - вблизи российской границы уже не в столь отдаленном будущем вырастут свои "гонконги".