ШКОЛА, СМИРНО!

Министерство обороны предлагает ввести в школьную программу основы военной службы. Соответствующее положение об этом военные предлагают занести в готовящийся проект Федерального закона "О государственном стандарте общего образования". Напомним, что начальная военная подготовка (НВП) появилась в школах в 1939 году и просуществовала более 50 лет. В 1993-м стал преподаваться факультативно. Так стоит или не стоит вводить "хорошо забытое старое" в школьную программу? С этим вопросом "Труд" обратился к известным людям.

Алексей СЕМЕНОВ, ректор Московского института открытого образования, доктор физико-математических наук:
- Вопрос введения НВП в школах очень важный, но в то же время болезненный. Дело в том, в каком виде материал будет преподноситься ученикам. Первое: каким будет содержание учебного курса, чему будем учить? Учителя будут формировать образ врага, воспитывать толерантность или давать подержать автомат в руках? Второе: в какой форме проводить урок? В классах либо же на специальных сборах? Вот над чем нужно размышлять.
Александр МАЛЬЦЕВ, двукратный олимпийский чемпион:
- Я полагаю, что из этой задумки не может ничего получиться. Большинство детей и в школу-то не ходят. Если и возвращать НВП, то не факультативно, а как обязательный предмет. Возродить престиж к военной службе через введение начальной военной подготовки в школах будет очень тяжело. Упущено поколение молодых людей, воспитанное на пропаганде других вещей.
Юрий МИРОНЕНКО, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук:
-В том виде, в котором НВП преподавалось в советское время, ни в коем случае нельзя перетаскивать его в нашу современную школу. Предмет нужно адаптировать к современным ученикам. В целом, если школа будет давать азы военной службы, понятие защиты Отечества, то такие занятия что-то изменят в отношении нового поколения россиян к военной службе. Но если проводить занятия в виде специальных сборов, вне школы, тогда оторвем массу мальчишек от улицы, да они и здоровье поправят.
Лев ДУРОВ, народный артист СССР:
- Военное дело в школах вводить совсем не обязательно. Ведь, по сути, предлагается готовить школьников к отражению нападения противника. А зачем им это? Особенно сейчас, когда идут разговоры о создании профессиональной армии. У меня в школе было военное дело, я даже ездил на сборы, на стрельбища. Это почти цирк! Я, между прочим, топограф. Ну и что, если завтра война, разве смогу я карту расположения противника нарисовать? Сомневаюсь. И никакие уроки НВП знаний военного дела не прибавят. Вот если бы кто-нибудь всерьез обеспокоился здоровьем нации, я бы поддержал, например, введение дополнительных часов физкультуры в школе.
Валерий ГОРЕГЛЯД, первый заместитель председателя Совета Федерации:
- Я думаю, что сама идея преподавания основ военной службы в школе положительна. Но вводить ее нужно лишь на добровольных началах. Отказ от прежней системы начальной военной подготовки имел свои отрицательные последствия. Вспомним, был дух состязательности у молодежи, который оказывал помощь даже в осознанном выборе профессии офицера. Поэтому вернуться к этому стоит, но, учитывая, что сейчас у нас другое государство и общество, необходим принцип добровольности.
Владимир КУЛАКОВ, член Совета Федерации, генерал-полковник:
- Безусловно, юноши и девушки должны быть готовы защитить себя, своих близких и товарищей. Умение обращаться с противогазом, аквалангом, автомобилем, иметь крепкое здоровье - все это когда-нибудь пригодиться в дальнейшей жизни. И это тоже часть военной подготовки.
Наконец техногенные и природные катастрофы. Не умеет человек плавать - не спасет ни себя, ни других. Что плохого, если молодой человек в походе сможет наложить шину на переломанную руку или знает, как остановить кровотечение у пострадавших?
Все это вместе, не говоря о стрельбе, знакомстве с уставами и другими воинскими дисциплинами, входит в начальную военную подготовку. Я за то, чтобы она была введена в школах обязательно.
Мстислав ЗАПАШНЫЙ, народный артист СССР, народный артист России:
- Уроки военного дела нужны. Молодежь должна уметь защищать свое Отечество, знать о новинках вооружения. Поэтому на уроках НВП надо не только маршировать, но и учиться стрелять, вести рукопашный бой. Сейчас молодежь губят дискотеки и наркотики, и если хоть одного человека занятия по военной подготовке отвлекут от этой напасти - уже хорошо. А если он потом и в военное училище захочет поступить - просто прекрасно. Я сменил много школ, везде была НВП, и преподавался предмет по-разному. Автомат Калашникова я разобрать смогу, но вряд ли кто-нибудь после меня его соберет. Зато мой сын на "ты" и с автоматом, и с пулеметом. Вместе с Федором Бондарчуком он служил в подмосковном Алабино, в кавалерийском полку. Так вот он считает, что азы военного дела должен знать каждый мужчина.