ПРИЕЗЖАЙТЕ К НАМ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ

"Уникальный проект", который под силу "реализовать лишь России с ее интеллектуальным потенциалом"... Не раз такая лестная характеристика звучала за последнюю неделю в Париже в адрес Москвы, подтвердившей свое желание принять Всемирную выставку "ЭКСПО-2010".

И хотя кандидатов на эту роль как никогда много (кроме нашей страны, Польша, Аргентина, Мексика, Китай и Южная Корея), на приеме, устроенном российской делегацией, члены Международного бюро выставок охотно поднимали тосты за победу России. Вполне возможно, что на других приемах они так же искренне желали победы и нашим конкурентам. В чью пользу в итоге склонится чаша весов, мы узнаем лишь через год. Но поддержка идеи выставки в России на хорошем английском со стороны премьера Михаила Касьянова, с которым во время презентации связались с помощью телемоста, а вслед за ним аргументы Юрия Лужкова, тоже на английском, явно произвели впечатление.
Впрочем, как верно заметил министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф еще до отлета из Москвы, как бы ни решилась судьба "ЭКСПО", заниматься выставочной деятельностью россиянам все равно придется. Дело в том, что у Германии, например, имеется 18 миллионов квадратных метров выставочных площадей, у США - 35 миллионов. У нас же - всего 1,5 миллиона, чего при рыночной экономике явно недостаточно. Поэтому территория нашей бывшей ВДНХ, а теперь ВВЦ, в любом случае нуждается в реконструкции. К работе над этим проектом Москомархитектура и привлекла коллег из Парижа. Как признался корреспонденту "Труда" главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, сделано это было не без умысла: коли в Париже расположена штаб-квартира выставок, то союзники нам здесь явно не помешают.
Но главное, конечно же, в другом - у французов действительно есть чему поучиться. Москвичей убедило в этом знакомство с первым же выставочным центром - с городком науки и техники Вилетт. В обычный рабочий день он кишел детьми всех возрастов. Объяснялось это просто. В отличие от обычных выставок, где на любой экспонат можно лишь полюбоваться со стороны, в Вилетте все экспонаты действующие.
Но прообраз будущей "ЭКСПО" в Москве архитекторы все же видят в другом выставочном комплексе, расположенном в пригороде Парижа Эль-Франс. Раскинувшийся на 140 гектарах Пари-Нор фактически представляет собой огромный театр, где актеры никогда не смешиваются с потоком зрителей. Для тех, кто пришел с экспонатами, здесь один вход-галерея, способный одновременно принять 15 тысяч человек, а для тех, кто пришел посмотреть товар, заключить договор, - другой. Этот принцип парижане предлагают москвичам применить и при реконструкции ВВЦ, так как он помогает избежать лишней толкучки в самых массовых мероприятиях.
Вообще же условия у ВВЦ, по мнению зарубежных архитекторов, намного лучше, чем у Пари-Нор, который строился на пустыре. Их можно было бы заподозрить в желании польстить россиянам, если бы не детальное знание всего, что касается бывшей ВДНХ, которое продемонстрировал глава разработчиков с французской стороны Грегуар Лорен. "ВВЦ находится на расстоянии 6 - 7 километров от Кремля", - объяснял, например, в своем выступлении Юрий Лужков, а Лорен поправлял его: "В 8 километрах от Кремля..." "И в 20 километрах от границы города", - продолжал мэр, а дотошный француз уточнял: "В 12 километрах от МКАД..."
Не поленились французы рассмотреть нашу выставку даже с Останкинской башни. Близость к уже имеющимся транспортным магистралям - метро, железнодорожным вокзалам - привела их в восторг, но еще больше - перспективы, которые открывают строительство третьего транспортного кольца, подводка первой монорельсовой дороги и планируемый скоростной трамвай из Шереметьева. Поделившись мнением, что на ВВЦ у нас, по сути, и так уже "настоящий рай", принялись высказывать предложения, как этот рай улучшить. Проблемой номер один на самой выставке, по их мнению, являются ныне существующие павильоны - маленькие и устаревшие. Их можно использовать разве что (да и то после реконструкции) для размещения художественных и культурных выставок. Но это лишь одна из трех выставочных зон. Всего их должно быть три. Вторую предлагается отвести под выставки науки, техники, оборудования, охраны окружающей среды. А третью, основную, отдать под 70 бизнес-павильонов, часть из которых Россия сдаст в аренду тем странам, которые не смогут или не захотят сами построить здания под выставки, а в остальных разместятся национальные павильоны.
Французы считают, что к 2010 году выставочные площади нужно увеличить в два с половиной раза и довести их до 130 тысяч квадратных метров. Затем к 2015 году добавить еще 60 тысяч квадратов, и к 2020-му - еще 60 тысяч. "Но масштабностью не стоит увлекаться, - предупредили прижимистые французы, - важнее рентабельность".
С экономикой в Пари-Нор и в самом деле все в порядке. Чего стоит один 7-й павильон площадью 30 тысяч квадратов! Каждый метр при сдаче в аренду приносит два доллара прибыли. Да еще по два доллара с этого же метра владельцы получают за предоставление услуг - света, воды, тепла, Интернета и других... Прямо как золотые монеты на поле чудес вырастают! В итоге строительство Пари-Нор стоимостью 400 миллионов долларов окупилось целиком за первое же десятилетие.
Право, было о чем поразмышлять россиянам, которые собрались вложить в подготовку к "ЭКСПО-2010" 2 миллиарда рублей. Эта сумма рассчитана, разумеется, не только на реконструкцию ВВЦ. Часть ее пойдет, например, на то, чтобы спрятать глубоко под землю - аж на 8 метров вниз, - остановки всего общественного транспорта - автобусов, метро от центрального входа... Там же, под землей, планируется разместить паркинги для автомобилей на 60 тысяч мест. Вверху же место освободить под пешеходную зону. А еще неподалеку развернуть целую сеть недорогих комфортабельных трех-четырехзвездочных отелей и ресторанов, которых сейчас так не хватает в Москве. Не все эти идеи московские архитекторы поддерживают. Например, им откровенно не нравится замах на часть Ботанического сада, которую готова поглотить - пока на бумаге - стройка.
"Мы формируем потенциал беспроигрышной выгоды, - убежден Юрий Лужков, - ведь инвесторы будут тянуться в Россию в течение всей подготовки к "ЭКСПО", затем еще целых шесть месяцев, пока выставка работает. Контакты же, заключенные с ее помощью, будут работать на страну долго и после выставки". Собственно, так всегда и было во времена всемирных выставок.
...Юрий Лужков не раз говорил о той ответственности, которую несут власть имущие за свои решения перед потомками. И в самом деле: 10 лет, что отделяют нас от проведения "ЭКСПО", - срок немалый...