Женщина на корабле

«Пассажирка», режиссер Станислав Говорухин

Станислав Говорухин гордится тем, что съемки его фильма побудили одно московское издательство выпустить двухтомник Константина Станюковича: раньше этого прекрасного писателя-мариниста экранизировали часто («Максимку» уж точно смотрели все), а сейчас Говорухин считает его незаслуженно забытым.

Впрочем, идея снять фильм по рассказу «Пассажирка» пришла к режиссеру сорок лет назад, когда к Станюковичу проявляли больше уважения, а большинство занятых в нынешнем проекте актеров еще не родились.

Говорухин, по собственным словам, решил сделать ставку на молодежь, пригласив дебютанта Алексея Корякова и не так давно начавшего сниматься Никиту Ефремова. Главную женскую роль — Пассажирки, добирающейся в 1882 году на русском клипере «Смелый» из Сан-Франциско в Гонконг, сыграла Анна Горшкова.

Говорухин пересмотрел множество актрис, но только Анну, по первой профессии социолога, счел достойной роли дамы, в которую влюбились все мужчины на судне — вплоть до рыжего капитана.

Кстати, сделать своего героя рыжим предложил сам Виктор Сухоруков, чтобы капитан был «чуть-чуть в английском стиле». Марат Башаров тоже уделил внимание внешности своего героя-моряка — он узнал, что серьга у моряка означает, что он проходил мимо мыса Горн, а по тому, в каком ухе она находится, можно узнать, с какой именно стороны. Сперва у Башарова было две серьги, но в таком виде актер смотрелся слишком забавно, поэтому украшение осталось лишь в правом ухе.

О традициях моряков группа «Пассажирки» узнала немало: во время съемок на корабле «Крузенштерн», проходивших в Атлантическом океане недалеко от Канарских островов, Станислав Говорухин настаивал на том, чтобы актеры изучали названия парусов и снастей и прочие морские термины. А в свободное от съемок и учебы время все ловили рыбу — как-то раз изловили даже акулу, которая, к сожалению, оказалась невкусной.