ИЗ ЖИЗНИ КРОКОДИЛОВ

В Омске солнце встает на 3 часа раньше, чем в Москве, следовательно, можете представить себе, насколько это далеко от столицы. Тем не менее, когда первопрестольная замерла в тревожном ожидании развязки событий в Театральном центре на Дубровке, сибиряки тоже напряглись. Ведь терроризм - зло, направленное против всех...

Правда, на омском международном фестивале "Молодые театры России", открывшемся 25 октября спектаклем "Пятого театра" "Женитьба" Гоголя, я не увидела постановок, напрямую связанных с темой террора, да, наверное, их и не стоило ожидать при нынешнем стойком охлаждении деятелей сцены к политической тематике. Но меня поразило другое: в спектаклях, где так или иначе говорилось о насилии, возникли неожиданные психологические акценты, выявилось отношение актеров к московской трагедии. Мне показалось, что впервые за последние 10 - 15 лет - как раз в этот промежуток времени создавались молодые коллективы, приехавшие на фестиваль, - руководители этих трупп пожалели, что их театры устранились от проблем, которые сегодня тревожат общество.
Спектакль Анатолия Праудина "Крокодил" по старой-престарой сказке Корнея Чуковского, привезенный на смотр из Петербурга, по режиссуре значительно отличается от того аморфного искусства, создателям которого безразлично, что сегодня происходит с людьми и почему они живут в вечном страхе за себя и своих близких. История про зеленого крокодильчика, расхаживающего по улицам холодного и голодного Питера 1919 года, понадобилась Праудину для того, чтобы рассказать зрителям, насколько это страшно, когда внутри человека "просыпается крокодил". Ведь он тогда становится способен не только "съесть" другого человека, но и заточить в клетку любого, кто вздумает ему не подчиниться. Режиссер иронизирует по поводу победителя крокодила - "абсолютного героя" Вани Васильчикова, вручая ему деревянную саблю и предлагая командовать женским эскадроном в панталончиках: так просто, как это удается бравому Ване, одолеть зло можно только в сказке... Поставлено это остроумное представление с большой выдумкой и озорством, граничащим с хулиганством. Но в итоге почему-то возникает чувство тревоги. Хочется заглянуть внутрь себя - а нет ли и там своего крокодильчика, толкающего нас порой на "крокодильи" поступки...
Еще меня удивил своей неподдельной искренностью и высокой музыкальной культурой спектакль-мистерия "Ave Maria" в исполнении молодых артистов и рок-музыкантов иркутского Театра Пилигримов под руководством Владимира Соколова, воспитанника Петербургской консерватории. Думаю, омскому фестивалю несказанно повезло, что сердца его зрителей возвысила, согрела и умиротворила музыка Соколова, исполненная в тот день, когда по всей стране был объявлен траур по людям, погибшим в результате террористической акции в Москве. Думаю, после этого форума, драматически совпавшего по времени с кровавыми событиями в столице, у деятелей сцены будет много поводов подумать о своем месте в жизни общества.