ТИХАЯ СМЕРТЬ ДРЕМЛЕТ ПОД НОГАМИ

Суровая правда, подчас забываемая нами, выглядит так: в среднем каждые 30 минут житель одной из 70 стран мира становится жертвой разорвавшейся мины.

Эта судьба постигает чаще всего граждан государств, где уже отполыхала гражданская война или межплеменная междоусобица. Но эхо прошедшей войны догоняет живых, множит скорбный список, приводит к ампутации конечностей, тяжелым формам инвалидности и долго не затягивающимся психологическим травмам.
Как быть и что еще предстоит сделать - об этом идет речь на продолжающейся в Москве под эгидой Международного комитета Красного Креста (МККК) региональной конференции "Мины и взрывоопасные пережитки войны".
Известно, что воюющие страны нарушают правила применения противопехотных мин либо преднамеренно, либо по незнанию, либо в силу практической невозможности их соблюдения в ходе реального боя. Эксперты напоминают, что использование, накопление запасов, производство и передача противопехотных мин противоречат нормам международного гуманитарного права, Конвенции об обычных вооружениях 1980 года и положениям Оттавской конвенции 1997 года.
Мировое сообщество не бездействует. Ведется энергичная и успешная просветительская кампания. Многие помнят, какой вклад внесла в это благородное начинание покойная принцесса Уэльская - леди Диана. Результаты налицо. И сегодня МККК распространяет брошюры и детские журналы, проводит занятия с детьми в школах и санаториях, в частности, в регионе Северного Кавказа, использует формы "обучения через развлечение" (мультфильмы, кукольные спектакли, конкурсы детских рисунков для плакатов о минной опасности, оборудование спортивных и игровых площадок...). При поддержке МККК в Чечне организован Клуб жертв мин, чья деятельность направлена на социальную реабилитацию лиц, пострадавших от мин.
За последние пять лет в мире было уничтожено более 34 миллионов противопехотных мин. Число стран-производителей сократилось на три четверти. Как следствие, существенно уменьшилось общее число находящихся в свободном хождении боеприпасов. Хорошо - но мало. Более 230 миллионов противопехотных мин до сих пор дремлют, как тихая смерть, в хранилищах 94 государств.
В России накоплен богатый опыт по разминированию, и сегодня он востребован. Наши военные инженеры не прекращают операции по разминированию на территории Чечни и Дагестана, только в декабре 2001 года здесь было найдено и уничтожено 170 тысяч взрывоопасных объектов. Наши саперы ищут и обезвреживают мины в Боснии, Сербии, Хорватии и других странах.
Цель московского форума, заявил Жан Линт, посол Бельгии, глава постоянного представительства этой страны на конференции по разоружению, - убедить страны СНГ присоединиться к Оттавской конвенции. Пока только Молдова, Таджикистан и Туркменистан подписали и ратифицировали конвенцию, Украина только подписала. Россия пока воздерживается, хотя признает дух и букву этого соглашения.
Что мешает России? Предполагается, что после присоединения к конвенции через 4 года нужно пустить на распыл все арсеналы и очистить всю территорию от мин. Для страны, только начавшей восстанавливать свой экономический потенциал, это - непомерная ноша. Есть и другие мотивы: огромная протяженность ничем сегодня не защищенных границ Федерации, угроза прорыва бандформирований на террористически опасных направлениях и другие соображения безопасности.
Но не надо судить по тому, взяла ли Россия на себя обязательства по Оттавской конвенции или нет, важно, какой вклад она вносит в общее дело, так считает Юрий Осипович, зам. председателя общественного фонда "Центр решения минной проблемы и утилизации боеприпасов". Российские ученые и конструкторы разработали методики утилизации, отличающиеся экологичностью и эффективностью, и готовы предложить их мировому сообществу. Но их инициатива пока не встречает поддержки, что обидно. Как заметил Юрий Осипович, за прошлый год на конференции и симпозиумы по проблемам мин потрачено 100 миллионов долларов, в то время как достаточно одной пятой этой суммы, чтобы ликвидировать все мины, находящиеся сегодня на территории Украины и Белоруссии.