ПОКУПАЯ ОБУВЬ, МЫ ВСЕГДА РИСКУЕМ

Поиск обуви нового долгосрочного сезона превращается для москвичей в хождение по мукам. Купить в столице добротные элегантные ботинки и сапожки на зиму сложно. И цена - отнюдь не главное тому препятствие.

ОБУВАЮТ НА КАЖДОМ ШАГУ
Как показывает практика, теплой обуви трудно сохранить товарный вид в наших жестких условиях слякоти, мороза и нечищеных тротуаров. И даже защитные водоотталкивающие кремы мало помогают. Жалко тратить не меньше 100 долларов за пару, которая разлетится через три месяца непрерывного ношения. Кстати, за эту сумму вы можете приобрести сейчас лишь отечественные боты, а их итальянские собратья стоят дороже - не меньше пяти тысяч рублей.
Так уж сложилось на российском рынке: покупая обувь, мы всегда рискуем. Многие скрытые дефекты туфель, сапог и ботинок на глаз не вычислишь. Большинство технологических изъянов дает о себе знать в процессе носки, заставляя задним числом раскаиваться в своем выборе. Как правило, те, кто не раз ошибался, попадаясь на крючок модного дизайна, приходили к одному выводу: необходимо доверять знакомой фирме-производителю. А потому даже привыкшие отовариваться исключительно на вещевых рынках стараются скопить деньги на магазинную обувь.
Вот только влияет ли на самом деле место продажи на качество и вид обуви?
Поиски начала с разрекламированного торгового центра "Обувь-сити" из стекла и бетона, где собраны под одной крышей представители различных обувных фирм. Проверила: отделов действительно много, более пятидесяти. Вот только посетители больше бродят, чем покупают. С учетом любви наших дам к итальянским сапожкам на каждой второй паре здесь значилось желанное "made in Italy".
У самых солидных купцов под маркой "Vicini" высились три пары узконосых сапожек за 7800 рублей. Все из очень тонкой матовой кожи на сверкающей десятисантиметровой шпильке. В таких - разве что на дефиле. Итальянские "шедевры" Renessance, напротив, демонстрировали другую крайность: сапоги на толстой прорезиненной подошве а-ля "прощай, молодость".
Обувь за 2500-2900 рублей были сплошь итало-российскими гибридами. Их российские корни выдавало широкое голенище, свободно болтающееся на ноге. Но на этикетке упрямо значилась западноевропейская держава.
Несмотря на открытие сезона, обувной рынок "Динамо", как ни странно, все еще завален осенними ботфортами made in Italy без намека на утепленность. Смотрятся они изящно благодаря тонким каблукам и острым носам, увеличивающим ногу на полразмера. Но запасаться ими на грядущую весну не хотелось. А зимой такие могут примерзнуть к ноге.
РЫНОК К ЗИМЕ НЕ ГОТОВ
Прочие зимние экземпляры многочисленных сапог, предложенные нам на ближайшие полгода, большим разнообразием не отличались. Выбирать приходилось из двух стилей. Первый - консервативный: черные сапоги до колена на каблуке не меньше семи сантиметров, которые весьма коварны на скользких московских дорогах. Второй - унисекс: модели на толстой прорезиненной подошве с круглыми носами, сильно смахивающие на ортопедические ботинки. Можно было, конечно, и сэкономить, купив короткие полусапожки за 3-4 тысячи рублей. Они хотя бы отличались друг от друга большим разнообразием.
Наиболее неординарно выглядела пара из мягкой глянцевой кожи с широким декоративным швом и перламутровым каблуком в клетку. Увы, они были, скорее, исключением. Остальные вне моды: все те же прошлогодние тупые носы, квадратные каблуки кирпичиком и кургузые колодки. Довольно скучное сочетание за 150 долларов.
На рынке в Коньково, судя по ассортименту, также не спешили готовиться к зиме, пытаясь распродать залежавшиеся облегающие сапожки до бедра. Неудивительно, что у единственного стенда, где возвышался нестандартный женственный сапожок зауженного силуэта на низком удобном каблуке толпился народ. Цена 200 долларов не казалась такой уже страшной тем, кто намыкался в поисках мало-мальски привлекательных сапог из натуральной кожи.
Завидев эту элегантную пару на теплой цигейке, я тоже не удержалась от примерки. Но едва одела и сделала шаг в сторону, как раздался предательский хруст: на левом сапоге лопнула ткань, на которой держалась молния.
Девушку-продавщицу сей казус не расстроил: "Наверное, случайно порвался. Такое бывает, сейчас принесу другой".
Другой действительно оказался понадежнее. Но стоило мне примерить обновку дома и сделать резкое движение ногой, как снова злополучный левый дал трещину в том же самом месте, что и его предшественник. Мне повезло: хозяин обувной точки на 20-м ряду в Коньково, испугавшись скандала с администрацией, деньги отдал. Но, как выяснилось, партию с точки не снял.
Чаще бывает по-другому: принимать назад обувь продавцы отказываются, ссылаясь на то, что ее носили. В лучшем случае предлагают приобрести другой товар на те же деньги.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА:
Президент Российского союза кожевников Константин ЯКОВЛЕВ:
- На сегодня все наше лучшее обувное сырье, первоклассная кожа уходит на экспорт, кстати, в ту же Италию, которая потом присылает нам свои сапоги. А отечественным обувным комбинатам порой приходится довольствоваться не самым лучшим материалом. Кстати, многие уже убедились, насколько порой сложно подобрать итальянскую обувь по ноге. Ведь конфигурация российской стопы специфична. У наших женщин она более широкая, выше подъем. Столь важные детали отечественные производители учитывают, и потому ноги в российских сапогах не так устают, как в итальянских.
Но российские обувщики не могут выдержать конкуренции даже с теми же китайцами: наши платят налоги, сертифицируют изделия, а более 60 процентов зарубежных сапожек, туфель и ботинок ввозят нелегально. Условия неравные. Разумеется, угнаться за итальянским дизайном сложнее. Это связано с тем, что наши предприятия не могут обновлять оборудование каждые два года, как в Европе. Чтобы освободить рынок от засилья некачественной обуви, уже разрабатывается постановление, ограничивающее беспошлинный ввоз зарубежных товаров через границу России 50 килограммами или суммой до одной тысячи евро. Подготовку этого документа поддержали Минэкономразвития и Департамент тарифного регулирования. Так что в конце декабря он, возможно, будет рассматриваться в Государственной Думе. От этого документа будет зависеть, обувь какого качества наденем мы в следующем году.
Нина ГАВРИЛОВА, эксперт по обуви Московского общества защиты потребителей
- Продажей некачественных товаров грешат не только вещевые рынки и магазины, но даже фирменные бутики. Недавно мне на экспертизу принесли ботинки "Boss", купленные в московском филиале этой фирмы за 400 долларов. Подошва у них крошилась и расслаивалась. И таких случаев много. Увы, фирма нынче не гарантирует качества. А все потому, что поставки обуви в России носят стихийный характер. Ее закупкой занимаются частные предприниматели, не знающие технологии производства. Они ориентируются только на модный дизайн и низкие цены. Вот почему у нас так много обуви малоизвестных иностранных фирм.
Раньше весь обувной экспорт был под контролем трех организаций: торгово-промышленной палаты, Министерства торговли и "Разноэскпорта". Для начала производители присылали опытные образцы, которые были эталоном для сравнения с последующими партиями, ввозимыми по контракту. А сейчас, когда предприниматели, получая сертификат на одну партию, продают под ней другую, работы у экспертов хватает.
Вообще надо помнить, что столь любимые у нас итальянские сапоги из тонкой натуральной кожи рассчитаны на сухую морозную погоду. В них ни в коем случае нельзя попадать под дождь ходить по слякоти. Это нарядная обувь.
Для зимнего сезона с ноября по март в Москве надо иметь две пары обуви. И одну из них обязательно на прочной подошве. Россия не Италия. У нас сохранить обувь на два сезона гораздо сложнее.
Руководитель отдела экспертизы Московского общества потребителей Елена ГЕРАСИМОВА:
- Продавец не имеет права отмахиваться от покупателя, который убежден, что ему продали некачественный товар, так же как и навязывать клиенту ремонт дефектного изделия. По закону у каждого есть право потребовать проведение экспертизы купленной обуви или любого другого товара, если вы считаете, что есть производственные дефекты. Основанием для этого является 18-я статья Закона "О защите прав потребителя": "Последствия продажи товара ненадлежащего качества". В течение гарантийного срока продавец обязан по первому требованию покупателя провести экспертизу качества той обуви, которой недоволен клиент. Более того, если человек не согласен с результатами экспертизы, организованной фирмой, он может потребовать проведение дополнительной независимой экспертизы.
И это не все: за пределами гарантийного срока ответственность за проданный товар с продавца отнюдь не снимается. Это особо распространенное заблуждение. Так что покупатель вправе и через несколько месяцев после приобретения отдать некачественную пару на проверку. Если ее результаты будут свидетельствовать не в пользу продавца, то последний обязан не только принять назад обувь или заменить ее на добротную, но и компенсировать расходы на независимую экспертизу.
В случае, если обувь утратила свои качества по вине покупателя, продавец ему ничем не обязан. Кстати, рыночных торговцев можно и нужно привлекать к ответственности по тем же правилам. По распоряжению правительства Москвы все продавцы независимо от места реализации их товара обязаны выдавать чеки на проданную продукцию. Его вполне достаточно, чтобы привлечь к ответу за некачественный товар. Ну а если вам отказывают в чеке - это серьезный повод обратиться в администрацию, которая отнюдь не заинтересована в дополнительных визитах, допустим, сотрудников УБЭПа.