РАЛЛИ ПО АФГАНИСТАНУ

Победить можно любое бездорожье, если любить машину, отвечать за пассажира или груз своими кровными и при этом никогда не унывать за рулем, - такой вывод сделал ведущий рубрики "Автосоветчик" после того, как проехал по этой дикой и на первый взгляд совсем не автомобильной стране несколько сот километров.

ЧТО БЫЛО, ТО ПРОШЛО, А СОВЕСТЬ ОСТАЛАСЬ
"Буруба Хайр" - это надпись на щитах, которая еще встречается при выезде из кишлаков и городков Афганистана. Она сохранилась со времен, когда люди здесь жили мирно, существовала власть, суды и даже "гаишники". Советские ребята в период пребывания "ограниченного контингента" на территории страны называли надпись просто: "Бурбухайка". И произносили ее всегда, когда отправлялись в путь. А означало это что-то вроде нашего "Счастливого пути", а точнее "Езжай с Богом". Для наших солдат такое пожелание много значило. А вот афганцы вкладывали в напутствие свой, особый смысл.
Законы поведения на дорогах здесь очень суровые, несмотря на то, что страна находится в состоянии войны уже много лет. Удивительно: исчезли "гаишники", нет дорожных знаков, впрочем, нет и самих дорог в нашем понимании этого слова, а вот правила остались. Основное из них: водитель несет материальную ответственность не только за совершенную по его вине аварию и нарушение правил движения, но и за состояние пассажиров и груза, которые перевозит, за своевременную их доставку к месту назначения.
Короче говоря, он за все платит из собственного кармана. Сломался автобус и простоял несколько часов кряду - плати. Не доставлен вовремя, как было обговорено в контракте, груз - выкладывай денежки. Если, упаси Аллах, стукнул чужую машину, раскрывай кошелек. Причем тут же, как говорится, не отходя от кассы.
Прикиньте: из остановившегося автобуса у нас просто попросят выйти и даже не возвратят деньги за билет. Про мытарства, которые испытывает российский водитель, машину которого вдребезги разбил пьяный водила, лучше промолчать: возмещение нанесенного ущерба через суд в нашей стране часто длится годами. Ведь вычитают из зарплаты по копейке. Нет, в Афганистане срок возмещения ущерба - минимальный, всего пару-тройку дней, пока виновный не насобирает денег. Причем никаких судов не надо. Все знают, что, не заплатив, водитель лишается уважения. Даже очень серьезные аварии со смертельным исходом здесь можно решить именно таким способом: договориться с родственниками погибшего под колесами о сумме возмещения "ущерба" и уплатить ее в срок.
В принципе, наверное, и нам в некоторых случаях стоит идти по этому пути: за совершение аварий не сажать в тюрьму, а бить по карману так, чтобы запомнилось на всю жизнь. По крайней мере в Афганистане, наверное, благодаря этому у водителей осталась совесть, а аварий очень мало. Конечно, это идет и от того, что за рулем никогда не бывает пьяных - здесь просто не пьют, поскольку страна мусульманская. Но главное, люди здесь берегут друг друга. И уважительно относятся ко всем, как мы говорим, участникам дорожного движения. Ни резкого обгона, ни подрезания, ни хамства не встретишь. Наоборот: если ты застрял в густой пыли или в непролазной грязи, то встречный или проезжающий водитель обязательно остановится и поможет.
Однажды ночью мы переправились на пароме через реку Пяндж из таджикского погранпункта Фархар в Афганистан. На другой стороне нас ждала куча машин. В основном это были "тойоты" с кузовами, "уазики", грузовички советского производства "ГАЗ-51". Из-за того, что у телевизионщиков было много груза, пришлось брать не только грузовичок. Сломался он сразу, как только отъехали, заглох. Так вот, вся колонна остановилась, грузовичок тут же отремонтировали, завели и больше не оставляли в одиночестве. Так мы и ехали потихоньку. Зато доехали все. Никто не остался загорать в пустыне. Какие мытарства испытывает российский водитель, оставшись наедине с поломанной машиной в поле, говорить не хочется - сами знаете.
НИ ДОРОГИ, НИ НАПРАВЛЕНИЯ
Шутка, распространенная у нас: в России нет дорог, только направления движения. В Афганистане даже направлений нет. Дело в том, что тут много троп, проторенных верблюдами, осликами и прочей живностью. Их водители и приспособили под дороги. По ним и ездят. Но вот какая беда: после десятой машины почва превращается в сплошную пыль, в ней вязнут колеса, и двигаться невозможно.
Но пыль не только делает дороги непригодными для езды, она превращает путешествие в ад. Сидишь в салоне, как в пылесосе. Однако и тут находчивые афганцы стараются хоть как-то облегчить положение пассажиров. Если у нас машины обычно движутся друг за дружкой след в след, то тут так не ездят. Вторая машина идет правее или левее, в зависимости от ветра. Понимаю, что это не очень полезный совет российским водителям, но все-таки вдруг пригодится.
А вот это правило, которое афганские водители выучили наизусть, стоит напомнить для автолюбителей-новичков: борьба с перегревом двигателя здесь заключается в том, что водитель практически не выключает печку. При температуре 25 градусов выше нуля за бортом в салоне становится жарко, а открывать окна из-за потока пыли нельзя, но все это, как говорится, на скорость не влияет. По крайней мере за все десять дней ни один автомобиль, на котором я ездил, не сломался из-за перегрева двигателя. Правда, заметил: когда я останавливался, к примеру, чтобы сфотографировать что-то интересное, то водитель, не выключая двигателя, как и положено по правилам, доливал воду.
Объезжать канавы, рытвины, буераки, ухабы и прочие "дорожные прелести" афганцы умеют, наверное, лучше всех в мире. Используют они те же приемы, что и наши профессиональные водители. Если затяжной подъем, то берут его с разгона, если череда ухабин, то едут медленно, на второй передаче. Перед преодолением грязной колеи прежде чем начать движение через препятствие, прикидывают, какую скорость выбрать, чтобы не остановиться посередине.
Так же действуют и при преодолении крутых подъемов. Правда, в Афганистане есть такие перевалы, где глохнут или плохо тянут любые машины, кроме нашей родной "волжанки". А вообще я очень порадовался, когда увидел здесь множество российских автомобилей. В основном это, конечно, наши "уазики", оставшиеся от военных. Они старенькие, но ходят и ходят. Ремонтируют их сами водители. Никаких автосервисов, естественно, тут нет.
Машина такая тут стоит очень дорого - около 2000 долларов. Оформление простое - отдал деньги, сел и поехал. То есть машину никто не регистрирует и не учитывает. Я спрашивал, что делать, если ее украдут? Мне ответили, что никто здесь машины не ворует - это грех. А вот разбавленный бензин могут продать запросто. Даже несмотря на то, что он здесь страшно дорог - почти полтора доллара за литр.
УЧИТЬСЯ ТОЛЬКО НА ПРАКТИКЕ
Хотя в этой стране нет и в помине никаких водительских курсов, автолюбители здесь владеют машинами очень хорошо. Они могут проехать по самой узкой улочке кишлака и при этом не задеть угол глинобитного дома. Способны так вести машину по крутому склону, что она едва не сваливается в пропасть, но все-таки идет. Умеют в любых условиях отремонтировать мотор, ходовую - и ехать.
Как же афганцы достигают такого мастерства? Если у нас очень много говорят, что, дескать, надо на курсах вождения увеличивать количество практических занятий, то тут делают просто: мальчишек водители берут с собой, и они изучают вождение, ремонт и другие премудрости шоферского мастерства на практике. Сам видел, как пацаны лет по 6-7 толкают машину, копаются в моторе, подкладывают бревна под колеса, чтобы автомобиль не съехал с крутого откоса, если заглох.
А уж как они драят машины тряпками, слов нет. И, конечно же, старшие разрешают в награду за такие труды садиться пацанам за руль. Мне повезло: я именно так учился водить автомобиль. Брат посадил меня за руль еще в четвертом классе. А в Афганистане так водить и любить авто учится каждый ребенок. Раньше, до войны, водительские права официальные органы дорожной полиции не выдавали, если у молодого человека не было вот такой изнурительной пятилетней практики. Потому и мало аварий на здешних дорогах, и вежливы водители между собой.