Так уж случилось, что сразу несколько дат и событий в этом году оказались связанными с именем Эдуарда Успенского. Сам он скончался два месяца назад, но дело его живет
С каких начать? Пожалуй, начнем с позитива, потому что наш человек в принципе склонен к оптимизму во всех сферах жизни. Вот глава правительства сказал, что ближайшие шесть лет будут очень трудными, а мы — вместо того, чтобы впасть в печаль, — приободрились. Шесть-то — не шестьдесят и даже не шестнадцать. Зато потом оттянемся!
Впрочем, речь не о счастливом завтра, а о детском писателе. Итак, о хорошем. Первое: ровно 40 лет назад советские зрители впервые познакомились с мультяшными образами троих из Простоквашино, придуманных Успенским. Второе: только что на телеэкраны вышло продолжение истории о приключениях Дяди Федора, кота Матроскина и Шарика. И тут — праздник на улице «Карусели», показавшей премьеру. Случившееся в истории этого детского анимационного канала — настоящий триумф. В понедельник он распространил пресс-релиз следующего содержания: «Премьерные серии на телеканале «Карусель» только за 15 и 16 сентября посмотрело около двух миллионов зрителей... 15 сентября в вечернем прайм-тайме доля телеканала «Карусель» среди аудитории 4-45 лет составила 9%, опередив показатели многих других федеральных каналов».
Еще раз для тех, кто не понял. В тот промежуток времени, когда маленькая, но гордая и входящая в число обязательных к показу на территории РФ «Карусель» показывала «Простоквашино», ее зрительская аудитория в возрасте от 4 до 45 лет была больше, чем у таких гигантов, как «Первый», «Россия 1» и НТВ. А там, между прочим, шли распиаренный «Эксклюзив» Дмитрия Борисова, «Привет, Андрей» и сериал «Пес-2». Это ли не повод для гордости?
О чем говорят эти замечательные цифры? О том, что зрители главных федеральных вещателей в массе своей — люди старше сорока? Весьма возможно. Или все же о том, что «Союзмультфильму» удалось создать выдающийся продукт, тем самым нарушив сложившуюся в нашем визуальном искусстве традицию, согласно которой все ремейки советской классики оказываются хуже оригинала?
Ну уж нет. Трудно сказать, как восприняли новые приключения троицы малыши детсадовского возраста, но их родители и бабушки с дедушками, посмотревшие премьерные серии еще в Сети, отнеслись к ним весьма скептически. Их раздражали и откровенные сюжетные ляпы, и навязчивое нагромождение в картинке атрибутов современности — всяких там гаджетов и прочей электронной дребедени. Нет, дело, видимо, в другом. Просто Успенскому удалось придумать героев на все времена. И любое новое появление на экране Дяди Федора, Матроскина и Шарика воспринимается с горячим интересом, сравнимым, скажем, с интересом к трем мушкетерам.
А теперь придется перейти к негативу. Еще при жизни замечательного детского писателя ходили слухи о его непростом характере, спровоцированные бесчисленными судами, к которым он привлекал нарушителей его авторских прав. Но, казалось бы, когда Успенский скончался, пора о них забыть и простить «папе крокодила Гены» все его недостатки и грехи. Не тут-то было! И если во всевозможных передачах, вышедших сразу после смерти литератора и посвященных его памяти, все же больше говорили о заслугах (хотя уже тогда предпринимались попытки перейти на личности), то выпуск шоу «Пусть говорят!», появившийся в конце сентября, вновь показал, что для нашего ТВ не существует ничего святого.
Главной героиней там стала родная дочь Успенского, назвавшая его никчемным отцом, ради мести своей бывшей жене (ее матери) лишившим женщин наследства. Цена вопроса? Дома в Переделкино, на Рублевке, на Черном море и в Прибалтике, квартиры в Москве... Перечень этот со смаком оглашался в студии. Да что там, если один только товарный знак «Чебурашка» приносил его автору ежегодный миллион в долларах! Образ скаредного, мелочного, зловредного старикашки, нарисованный обделенной богатствами дамой, должен был вызвать у зрителей отвращение. Если бы они давно не привыкли к тому, что все наши кумиры при ближайшем рассмотрении на ТВ оказываются кладезем тайных пороков.
Впрочем, одно дело, коли речь идет, например, о Высоцком, ушедшем почти 40 лет назад. А тут-то — совсем недавняя утрата. Как-то не по-божески получается. Тем более что Первый канал всячески ратует за веру и по выходным «Слово пастыря» показывает...
Ну и напоследок совет телевизионщикам, который вполне может пригодиться в периоды каникулярных затиший. Не замахнуться ли вам на Александра нашего Пушкина? Пройтись по его любви к публичным домам, бесконечным романам, адюльтеру с сестрой жены, злому языку? Не посмаковать ли тему алкоголизма Есенина, Фадеева, Шолохова? Наркомании Маяковского и Булгакова? А в конце каждой программы неизменно вспоминать старый анекдот про вопрос армянскому радио относительно ориентации Чайковского и объявлять про героя программы: «Но мы уважаем его не за это».