Калининград отпраздновал 10-летие «короля инструментов»
В Калининграде 10-часовым концертным марафоном завершился фестиваль «Орган +», посвященный 10-летию возрождения органа Кафедрального собора. До часу ночи, до последнего аккорда симфонического оркестра филармонии, присоединившегося «под занавес» к семи органистам и десяткам солистов концерта, оставался переполненным грандиозный зал. И это лишь венец праздника длиной почти в год. Но ничего бы не было, если бы не хрупкая женщина, по праву вышедшая на сцену вместе с музыкантами. Вера Таривердиева, музыковед, жена и наследница творчества Микаэла Таривердиева, двадцать лет назад разглядела в Калининграде огромный, практически не используемый культурный потенциал, стала пружиной возвращения в город большой музыки.
Тогда, во второй половине 90-х, в ходе тягучей, нелегкой реставрации собора, тяжело пострадавшего от британской бомбардировки августа 1944 года, только-только восстановили главную святыню — могилу философа Канта и приступили к монтажу кровли, чтобы уберечь здание от дальнейшего разрушения. Вера Таривердиева, увидев готическую архитектуру калининградских церквей, в том числе церкви Святого семейства, ставшей главным залом областной филармонии, поняла, что надо помогать возвращению в эти стены органной культуры. Инициировала международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева. В 2017 году прошло уже юбилейное, 10-е соревнование, теперь десятки музыкантов во многих странах мира носят его лауреатское звание.
Но только в 2006 году удалось установить орган в самом кафедральном соборе — и то пока лишь малый, так называемый хоровой, на две с лишним тысячи труб. Большой, насчитывающий более шести тысяч труб и 90 регистров (тембров), знаменитая немецкая фирма «Александр Шуке» построила к началу 2008-го. Сейчас это крупнейший орган не только России, но Европы. Конечно, все это было бы невозможно без поддержки областной власти, министерства культуры России и других структур, в том числе различных немецких фондов. Но кто-то должен был стать застрельщиком. Эту роль взяла на себя Вера со своими единомышленниками.
Не зря увертюру для двух органов и литавр, написанную специально к нынешнему фестивалю и впервые исполненную на его открытии 13 января, один из самых известных современных русских композиторов Александр Чайковский посвятил ей.
За девять месяцев фестиваля в его афише было много звездных моментов. Среди самых ярких — «гастроли» знаменитой картины из собрания Третьяковской галереи «Московский дворик» Василия Поленова. Полотно установили в стенде прямо на сцене, и оно, вспоминает Вера, светилось подобно иконе. Тогда на фоне одного из самых душевных русских пейзажей состоялась мировая премьера обработки «Картинок с выставки» Мусоргского для органа и оркестра русских народных инструментов. Странное сочетание, скажете? Как свидетель скажу: звучало великолепно — органотвечал за вселенское соборное начало, а оркестр — за русскую звончатость. И придумала такое уникальное соединение опять-таки Вера Таривердиева.
В последний день сентября и первую ночь октября в кафедральном соборе выступили его титулярные органисты Евгений Авраменко и Мансур Юсупов, их совсем юные коллеги Дина Ихина и Денис Маханьков, гость из Польши ТомашГланц.
Орган — делосемейное: супруга Мансура, тоже, как и он, финалистка прошлогоднего конкурса имени Таривердиева Анна Киселева, играла сонату фа мажор Эрнста Теодора Амадея Гофмана — кстати, кенигсбергца по рождению. Особо трогательный момент: вместе с лауреатом четвертого конкурса японкой ХирокоИноуэк органу вышел ее девятилетний сын Таро — правда, пока что не играть, а ассистировать (переключать регистры). До последнего времени мама с сыном жили в Калининграде, но два года назад переехали в Москву, чтобы мальчик мог учиться в единственной на территории России японской школе. Однако это не мешает Хироко полностью выполнять свои обязанности солистки Калининградской филармонии.
При том что у нее была возможность уехать в другие,казалось бы, более притягательные центры органного исполнительства. Но Калининград, по общему мнению музыкантов, все увереннее превращается в один из таких мировых центров.
По сути музыкальная история Калининграда только начинается. В планах, рассказали гостям фестиваля Вера Таривердиева и министр культуры области Андрей Ермак, открытие в городе филиала Большого театра и музыкального вуза, которые войдут в проектируемый Культурно-выставочный центр федерального значения (подобные строятся по распоряжению президента Владимира Путина также во Владивостоке и Севастополе). А еще задуман Музейный квартал, куда войдет один из крупнейших сохранившихся архитектурных памятников Кенигсберга —Биржа. Еще — Музей сказок Гофмана. И многое другое.
Напоследок — примертого, как «работает» фестиваль «Орган +». После успешного летнего выступления оркестра русских народных инструментов под управлением Андрея Степаненко областное руководство словно «вспомнило» об этом чрезвычайно важном в РОССИЙСКОМ городе Калининграде, но не очень-то легко живущем коллективе. Сейчас, рассказал Андрей Ермак, обсуждалось участие калининградцев в масштабном фестивале «Русские сезоны», который будет проходить весь будущий год в Германии. Оркестром заинтересовались немецкие импресарио. Может быть, это толкнет власти на дальнейшую поддержку коллектива, который пока укомплектован едва наполовину. Ведь если даже с такими неполными силами русские музыканты срывают овации, то что будет, когда оркестр предстанет во всем блеске? Думаю, и Германия, и другие страны с радостью покорятся такому воинству.