Рецепты доктора Хренова

Известный возмутитель спокойствия кардиолог из города Иваново – о проблемах отечественной медицины

 Сегодня в Кремлевском дворце пройдет очень представительный Национальный съезд врачей. Ивановский доктор Иван Хренов прославился, когда в программе «Прямой разговор с Владимиром Путиным» открыл всем глаза на показуху, устроенную в городской больнице. Местные чиновники вчинили возмутителю спокойствия два судебных иска о защите чести и достоинства, но после звонка самого Путина иски отозвали, а кардиолога отправили в Москву повышать квалификацию. С тех пор прошел год.

Откровенный разговор о проблемах пошел на пользу, – считает Иван Павлович. – Не скажу, что в этом есть моя заслуга, но в ивановское здравоохранение пришли приличные деньги. А это ремонт клиник, закупка оборудования и лекарств. И повышение зарплаты. К примеру, я год назад получал 14–15 тысяч руб­лей, а сегодня – 16–18. Правда, добавили 3 копейки, а спрашивают за рубль. Приходит, положим, страховая компания, находит у тебя неточности в документах или просто почерк плохой – и сразу лишаешься доплаты.

– А если больных нет?

– Тогда все, сиди на окладе. Но ведь чем лучше лечение, тем реже пациент обращается за помощью. Ну разве не абсурд?.. Я часто выезжаю в районные клиники. Там и анализы не везде могут сделать. Врачи продолжают уходить. Так, у нас не осталось специалистов в детской онкологии, большой дефицит в офтальмологии, хирургии, травматологии, ревматологии, не говорю уже про фельдшеров, медсестер. А если люди уходят, то что толку от модернизации? Никакое оборудование не заменит врача и медсестру.

– Иван Павлович, год назад чиновникам не понравились ваши откровения. Это как-то сказалось на карьере?

– Общаясь с премьером, я не сводил счеты и не думал о карьере. Но от начальства получил по шапке. И родным аукнулось: мама, тоже медик, долго не могла устроиться на работу. Хорошо, меня Владимир Владимирович прикрыл. Но не всем так повезло. Кстати, я сам сейчас на ставке врача, которая в отпуске по родам.

– В столице открывается съезд врачей. Что бы вы сказали, оказавшись на высокой трибуне?

– Попросил бы убрать план из медицины, избавиться от бюрократии. Сегодня врач должен заполнить кучу бумаг, прежде чем обратит внимание на больного. А разве нормально, когда врач после работы идет на дежурство, а после бессонной ночи вновь ведет прием? Но мизерная зарплата заставляет брать дежурства в дополнение к основной работе. Сегодня пенсия врача-офтальмолога с 30‑летним стажем – чуть больше 5 тысяч руб­лей. В общем, мне жалко и врачей, и пациентов, все еще заложников сегодняшней системы здравоохранения. Надеюсь, на съезде и будут искать возможность ее изменить.