Страсбургский суд назвал дату слушаний по «Катыньскому делу»

За расстрел польских граждан семидесятилетней давности, по-видимому, придется отвечать современному российскому государству

Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) определился с датой начал слушаний по «Катыньскому делу». Пресс-служба суда сообщила, что первое слушание родственников, выступающих истцами, состоится в четверг, 6 октября, - передает «РИА Новости».

В середине июля текущего года Европейский Суд по правам человека признал обоснованность исков польских граждан против России. Несколько позже иски были объединены в одно дело, которое рассматривается по двум статьям: статье 2 (право на жизнь) и статья 3 (запрещение пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения). При этом судьи отклонили жалобы истцов по статьям 6 (право на справедливое судебное разбирательство), 13 (право на эффективное средство правовой защиты), 8 (право на уважение частной и семейной жизни) и 9 (свобода мысли, совести и религии).

Тем не менее, если решение будет вынесено не в пользу России, оно, скорее всего, станет прецедентом к множеству других исков против РФ. Основным содержанием их будет требование о выплате компенсаций.

Эксперты отмечают, что само проведение судебного разбирательства стало возможным только благодаря тому, что в 1992 году Россия передала Польше рассекреченные документы, в частности, постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года. В 2010 году Россия по инициативе Дмитрия Медведева продолжила сотрудничество с Польшей по рассекречиванию материалов, касающихся «Катыньского дела».

В 2004 году Главная военная прокуратура России прекратила расследование этого дела ввиду того, что все предполагаемые участники уже умерли. Несколько позже родственники погибших поляков проиграли несколько судебных процессов в России, после чего обратились в ЕСПЧ. Стоит отметить, что принципиальным отличием Страсбургского суда от российских является то, что для европейских судей ответчиком выступает государство РФ, официально провозгласившее себя преемником СССР, а потому срок давности и смерть непосредственных участников тех событий не будут иметь принципиального значения.