Конец мультфильма?

Главную анимационную студию страны довели до руин

«На сегодняшний день киностудия „Союзмультфильм“ формально не имеет ни своего здания, ни территорий, ни нормального оборудования, чтобы производить анимацию, ни огромной коллекции мультфильмов, когда-то сделанных здесь. Даже бренд студии, ее знамя, больше не принадлежит нам. До недавнего времени „Союзмультфильм“ не мог даже претендовать на государственные субсидии, так как формально является должником» — так описывает трагичное положение студии один из ее старейших работников Вячеслав Иванович Шилобреев. Сейчас он занимает должность начальника отдела музейно-выставочной работы, а раньше работал над мультфильмами «Кто сказал мяу?» (1962), «Варежка» (1967), «Сказка о живом времени» (1970).

Можно сказать, что студии «Союзмультфильм» сейчас практически не существует — денег нет, почти ничего не производится. Единственный запущенный проект, который не могут закончить уже несколько лет, — полнометражный анимационный фильм «Гофманиада» художника Михаила Шемякина по мотивам произведений и жизни великого немецкого писателя. Пока сделана только треть фильма, когда он будет закончен — неизвестно.

Причем денег нет не только на мультфильмы — вообще ни на что. Здание на Долгоруковской улице, в котором сейчас размещается то, что осталось от «Союзмультфильма», больше похоже на разваливающийся детский сад, чем на дом российской мультипликации. Снаружи — серые обшарпанные стены, внутри — старая краска, свисающая с потолка, советские интерьеры, а на стенах любимые всеми персонажи из отечественных мультфильмов — Карлсон, Чебурашка, Крокодил Гена. О былой славе студии напоминают только награды — а их больше ста — с лучших мировых фестивалей: из Канн, Венеции, Аннеси и многих других. Последняя из них — «Золотая пальмовая ветвь» за мультфильм Гарри Бардина «Выкрутасы», полученная в 1988 году. На ней нескончаемый поток наград прекратился, как и производство анимации.

Да, делать мультфильмы сейчас просто некому: в штате «Союзмультфильма» всего 20 человек, и те администрация.

«Союзмультфильму» наставили «Рога и копыта»

Чтобы понять, как крупнейшая анимационная студия пришла к такому упадку, нужно вернуться на два десятка лет назад — к перестройке. В 1989 году студия из государственного предприятия стала арендным: трудовой коллектив «Союзмультфильма», насчитывавший тогда 400 человек, брал в аренду у государства собственное предприятие, чтобы вести на нем свою деятельность. В итоге получилось, что «Союзмультфильм», всегда получавший государственное финансирование, остался практически без денег.

Но на этом череда проблем только началась. «В 1992 году, когда „Союзмультфильм“ искал поддержку, на студии совершенно неожиданно появился молодой человек, привлекающий своей бойкостью и манерами, козыряющий связями с зарубежными партнерами, говорящий о том, что он может получить поддержку в банках и открыть новую страницу в жизни нашей студии», — рассказывает о несбывшихся надеждах Вячеслав Шилобреев. «Молодой человек» — актер Олег Видов — оказался, по его словам, обычным аферистом. Вместе со своей женой Джоан Борстен, гражданкой США, он за полмиллиона долларов приобрел исключительные права на прокат лучшей анимации «Союзмультфильма» за рубежом. Договор с компанией Олега Видова Films By Jove был заключен на 10 лет, в 1993 году новый руководитель «Союзмультфильма» Сергей Скулябин продлил его на 35 лет. В итоге этой сделки студия на долгое время потеряла едва ли единственный источник дохода.

«Государство не сделало ничего, чтобы предотвратить эту повторную сделку, когда уже было понятно, кто такой на самом деле Олег Видов, — говорит Вячеслав Михайлович. — Коллекция „Союзмультфильма“ — это народное достояние, которое могло принести громадную пользу».

О том, что происходило со студией при Скулябине, Шилобреев рассказывает с полнейшим недоумением. По его словам, тогдашний директор «Союзмультфильма» связался с криминалитетом и привел в управление студии своих людей, которым предоставил полную свободу действий. Именно при Скулябине коллектив «Союзмультфильма» сильно поредел: многих сотрудников уволили, многие ушли сами, не выдержав гнета.

Новая надежда у «Союзмультфильма» появилась в 1999 году. Тогда благодаря усилиям отдельных лиц (среди них Шилобреев называет Валентину Матвиенко, которая тогда была вице-премьером правительства РФ) студии удалось вернуть статус государственного предприятия.

По словам нового директора «Союзмультфильма» Николая Маковского, в начале 2000-х казалось, что дела на студии налаживаются. «Я пришел на „Союзмультфильм“ в 2000 году. Тогда студия готовилась к запуску пяти проектов. Творческий коллектив тогда состоял из 60 человек, сейчас их нет вообще», — рассказывает Николай Маковский.

Но радужные надежды работников быстро развеялись. «Можно сказать, что в 2003 году студия была уничтожена юридически во второй раз, — говорит Вячеслав Шилобреев. — Фактически возникли две организации: фильмофонд киностудии „Союзмультфильм“ и творческо-производственное объединение „Союзмультфильм“, где должны были быть сосредоточены художники и делаться фильмы. На деле произошло так, что фильмофонд просто стал использовать нашу огромную коллекцию мультфильмов, включавшую 1500 названий, зарабатывая деньги на продаже смежных прав и прав на показ. Конечно, студия, то есть творческо-производственное объединение, этих денег даже не увидела, потому что юридически они нам не принадлежали». История повторилась, только теперь коллекцию «Союзмультфильма» отобрало государство.

В 2009 году на базе фильмофонда киностудии «Союзмультфильм» было создано ФГУП «Объединенная государственная коллекция» (ОГК), которую аниматор Юрий Норштейн называет просто — «Рога и копыта». Тогда же, в 2009 году, по мнению Шилобреева, «Союзмультфильм» полностью потерял свою коммерческую и территориальную независимость.

Кроме огромной коллекции анимации (1,5 тысячи мультфильмов), ОГК перешли и права на использование бренда «Союзмультфильм». Огромная коллекции компании сосредоточена под крышей студии, руководство ОГК находится здесь же, бок о бок с аниматорами, которые теперь не имеют никаких прав на свои собственные произведения. Сделав евроремонт в своей части здания, руководство ОГК будто не замечает разрухи и запустения, царящих в другой части «Союзмультфильма», где должна кипеть жизнь и производиться анимация.

Луч света в темном мультцарстве

Сейчас, несмотря на мрачную атмосферу, которая сгустилась над отечественной анимацией, сотрудники «Союзмультфильма» мечтают, что в скором будущем студия оживет. Надежда появилась летом, когда письмо отечественных аниматоров дошло до адресата в правительстве, и 28 июня премьер-министр Владимир Путин встретился с «подписантами» — представителями «Союзмультфильма» Юрием Норштейном, Андреем Хржановским, Леонидом Шварцманом. Путин пообещал все уладить и выделить 1,5 млрд. рублей на поддержку мультипликации и детского кино. Ситуация вроде бы сдвинулась с мертвой точки. В начале сентября премьер-министр поручил выделить 6 млн. рублей из резервного фонда на ремонт «Союзмультфильма», который, правда, скорее можно назвать противоаварийными работами — в таком ужасном состоянии находится сейчас здание студии.

В конце августа директором студии стал Николай Маковский. Это назначение в аниматорском сообществе встретили буквально овациями. По словам Шилобреева, с начала 90-х студию возглавляли случайные люди, а теперь руководителем стал человек, непосредственно связанный с анимацией, которому не безразличны проблемы «Союзмультфильма».

Сейчас у Николая Маковского уже есть приблизительный план развития студии, причем на постоянную господдержку он не рассчитывает и считает, что самое важное — получить первый денежный толчок. В его словах нет ничего сверхъестественного, но находясь буквально на развалинах российской анимации, веришь ему с трудом.

«Самое важное для „Союзмультфильма“ — реанимировать прослойку творческих людей, которые, работая вместе, смогут создать многообразие анимации, существовавшее в советское время», — говорит Маковский. Для этого необходимо создать при «Союзмультфильме» специальную школу-студию, где молодые аниматоры будут учиться, а главное, смогут работать вместе, в коллективе, вариться в нем, чтобы совместно генерировать идеи. Такой коллектив, по мнению Маковского, сможет снова конкурировать с американскими студиями, как это было в 60-х, пусть и не на уровне технологий, но на уровне идей.

Молодые талантливые аниматоры вряд ли придут работать в нынешний «Союзмультфильм» — в здание, которое разваливается на глазах и в котором нет производственных мощностей и современного оборудования. По словам Маковского, эта проблема практически решена: сейчас Росимущество подыскивает новый дом для главной анимационной студии России. «Союзмультфильм» должен переехать в ближайшие месяцы, в радужных планах — к Новому году.

По мнению директора студии, такой план развития рассчитан на два года. Если все пройдет как задумал Маковский, то после этого «Союзмультфильм» сможет выйти на уровень самоокупаемости.

Есть и еще одна хорошая для «Союзмультфильма» новость. В ближайшее время будет ликвидирована «Объединенная государственная коллекция» — предприятие, которому передали основной источник дохода киностудии. Коллектив студии надеется, что после долгих мытарств они снова получат права на собственную коллекцию. Правда, с уверенностью утверждать, что эти права перейдут именно к ним, не берется никто.

Надежды могут не сбыться

Такой расклад выглядит весьма оптимистичным и вселяет надежду на то, что российская анимация вместе со студией «Союзмультфильм» сможет возродиться буквально из пепла. Главная проблема состоит в том, что благополучный исход зависит не только от инициатив киностудии и ее нового директора Николая Маковского, но и от ситуации в российском кинематографе и прокате, которая, надо сказать, находится в таких же руинах, как и здание «Союзмультфильма».

Юрий Норштейн, например, считает, что возродить коллектив, который некогда был на «Союзмультфильме», практически невозможно. «Основная проблема в том, что художники сейчас совершенно не хотят напрягаться. Не важно, чем живет страна, важно, чем живет художник, который потом, независимо от страны, даст мысль, идею. А сегодня художник считает мысль факультетом ненужных вещей. Поэтому я настроен довольно мрачно», — рассказал в одном из интервью «Труду» выдающийся аниматор. По мнению Норштейна, и в российской мультипликации, и в кинематографе в целом есть только отдельные выдающиеся личности, которые, несмотря на сложные времена, продолжают нести свое знамя и делают то, что должны.

Однако сложна ситуация не только с творцами, но и со зрителями. Да, последние несколько лет ознаменовались настоящим бумом анимационного кино, но, как показывает статистика, люди ходят на американские мультблокбастеры, бюджет которых исчисляется десятками миллионов долларов. Многие отечественные анимационные картины идут в ограниченном прокате в нескольких кинотеатрах, часто не доходят до провинции и практически не окупаются.

Согласно исследованиям компании Movie Research, по итогам 2010 года доля российской анимации в общих кассовых сборах мультфильмов составила всего 12%. В общей сложности начиная с 2004 года в кинотеатрах России было показано 20 мультфильмов. Из них окупились в прокате всего два: «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010) и «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (2007).

В этом контексте поверить в то, что через пару лет «Союзмультфильм» станет производить анимацию, которая будут окупаться в прокате, практически невозможно. Во-первых, за несколько лет нельзя практически с нуля освоить новейшие технологии, благодаря которым американские мультфильмы завоевали зрителей во всем мире. Во-вторых, российской мультипликации далеко до голливудских бюджетов. Средняя стоимость отечественного мультфильма составляет около 3 млн. долларов. На западе эта цифра в десятки раз больше — около 117 млн. долларов. Но тратить такие деньги на производство отечественных мультфильмов с их мизерными сборами в прокате просто нерентабельно.

Поэтому надежды на то, что в недалеком будущем «Союзмультфильм» сможет выйти на уровень самоокупаемости и уйти от госфинансирования, могут остаться просто надеждами.