«На сегодняшний день киностудия „Союзмультфильм“ формально не имеет ни своего здания, ни территорий, ни нормального оборудования, чтобы производить анимацию, ни огромной коллекции мультфильмов, когда-то сделанных здесь. Даже бренд студии, ее знамя, больше не принадлежит нам. До недавнего времени „Союзмультфильм“ не мог даже претендовать на государственные субсидии, так как формально является должником» — так описывает трагичное положение студии один из ее старейших работников Вячеслав Иванович Шилобреев. Сейчас он занимает должность начальника отдела музейно-выставочной работы, а раньше работал над мультфильмами «Кто сказал мяу?» (1962), «Варежка» (1967), «Сказка о живом времени» (1970).
Можно сказать, что студии «Союзмультфильм» сейчас практически не существует — денег нет, почти ничего не производится. Единственный запущенный проект, который не могут закончить уже несколько лет, — полнометражный анимационный фильм «Гофманиада» художника Михаила Шемякина по мотивам произведений и жизни великого немецкого писателя. Пока сделана только треть фильма, когда он будет закончен — неизвестно.
Причем денег нет не только на мультфильмы — вообще ни на что. Здание на Долгоруковской улице, в котором сейчас размещается то, что осталось от «Союзмультфильма», больше похоже на разваливающийся детский сад, чем на дом российской мультипликации. Снаружи — серые обшарпанные стены, внутри — старая краска, свисающая с потолка, советские интерьеры, а на стенах любимые всеми персонажи из отечественных мультфильмов — Карлсон, Чебурашка, Крокодил Гена. О былой славе студии напоминают только награды — а их больше ста — с лучших мировых фестивалей: из Канн, Венеции, Аннеси и многих других. Последняя из них — «Золотая пальмовая ветвь» за мультфильм Гарри Бардина «Выкрутасы», полученная в 1988 году. На ней нескончаемый поток наград прекратился, как и производство анимации.
Да, делать мультфильмы сейчас просто некому: в штате «Союзмультфильма» всего 20 человек, и те администрация.
Чтобы понять, как крупнейшая анимационная студия пришла к такому упадку, нужно вернуться на два десятка лет назад — к перестройке. В 1989 году студия из
Но на этом череда проблем только началась. «В 1992 году, когда „Союзмультфильм“ искал поддержку, на студии совершенно неожиданно появился молодой человек, привлекающий своей бойкостью и манерами, козыряющий связями с зарубежными
«Государство не сделало ничего, чтобы предотвратить эту повторную сделку, когда уже было понятно, кто такой на самом деле Олег Видов, — говорит Вячеслав Михайлович. — Коллекция „Союзмультфильма“ — это народное достояние, которое могло принести громадную пользу».
О том, что происходило со студией при Скулябине, Шилобреев рассказывает с полнейшим недоумением. По его словам, тогдашний директор «Союзмультфильма» связался с криминалитетом и привел в управление студии своих людей, которым предоставил полную свободу
Новая надежда у «Союзмультфильма» появилась в 1999 году. Тогда благодаря усилиям отдельных лиц (среди них Шилобреев называет Валентину Матвиенко, которая тогда была
По словам нового директора «Союзмультфильма» Николая Маковского, в начале
Но радужные надежды работников быстро развеялись. «Можно сказать, что в 2003 году студия была уничтожена юридически во второй раз, — говорит Вячеслав Шилобреев. — Фактически возникли две организации: фильмофонд киностудии „Союзмультфильм“ и
В 2009 году на базе фильмофонда киностудии «Союзмультфильм» было создано ФГУП «Объединенная государственная коллекция» (ОГК), которую аниматор Юрий Норштейн называет просто — «Рога и копыта». Тогда же, в 2009 году, по мнению Шилобреева, «Союзмультфильм» полностью потерял свою коммерческую и территориальную независимость.
Кроме огромной коллекции анимации (1,5 тысячи мультфильмов), ОГК перешли и права на использование бренда «Союзмультфильм». Огромная коллекции компании сосредоточена под крышей студии, руководство ОГК находится здесь же, бок о бок с аниматорами, которые теперь не имеют никаких прав на свои собственные произведения. Сделав евроремонт в своей части здания, руководство ОГК будто не замечает разрухи и запустения, царящих в другой части «Союзмультфильма», где должна кипеть жизнь и производиться анимация.
Сейчас, несмотря на мрачную атмосферу, которая сгустилась над отечественной анимацией, сотрудники «Союзмультфильма» мечтают, что в скором будущем студия оживет. Надежда появилась летом, когда письмо отечественных аниматоров дошло до адресата в правительстве, и 28 июня
В конце августа директором студии стал Николай Маковский. Это назначение в аниматорском сообществе встретили буквально овациями. По словам Шилобреева, с начала
Сейчас у Николая Маковского уже есть приблизительный план развития студии, причем на постоянную господдержку он не рассчитывает и считает, что самое важное — получить первый денежный толчок. В его словах нет ничего сверхъестественного, но находясь буквально на развалинах российской анимации, веришь ему с трудом.
«Самое важное для „Союзмультфильма“ — реанимировать прослойку творческих людей, которые, работая вместе, смогут создать многообразие анимации, существовавшее в советское время», — говорит Маковский. Для этого необходимо создать при «Союзмультфильме» специальную
Молодые талантливые аниматоры вряд ли придут работать в нынешний «Союзмультфильм» — в здание, которое разваливается на глазах и в котором нет производственных мощностей и современного оборудования. По словам Маковского, эта проблема практически решена: сейчас Росимущество подыскивает новый дом для главной анимационной студии России. «Союзмультфильм» должен переехать в ближайшие месяцы, в радужных планах — к Новому году.
По мнению директора студии, такой план развития рассчитан на два года. Если все пройдет как задумал Маковский, то после этого «Союзмультфильм» сможет выйти на уровень самоокупаемости.
Есть и еще одна хорошая для «Союзмультфильма» новость. В ближайшее время будет ликвидирована «Объединенная государственная коллекция» — предприятие, которому передали основной источник дохода киностудии. Коллектив студии надеется, что после долгих мытарств они снова получат права на собственную коллекцию. Правда, с уверенностью утверждать, что эти права перейдут именно к ним, не берется никто.
Такой расклад выглядит весьма оптимистичным и вселяет надежду на то, что российская анимация вместе со студией «Союзмультфильм» сможет возродиться буквально из пепла. Главная проблема состоит в том, что благополучный исход зависит не только от инициатив киностудии и ее нового директора Николая Маковского, но и от ситуации в российском кинематографе и прокате, которая, надо сказать, находится в таких же руинах, как и здание «Союзмультфильма».
Юрий Норштейн, например, считает, что возродить коллектив, который некогда был на «Союзмультфильме», практически невозможно. «Основная проблема в том, что художники сейчас совершенно не хотят напрягаться. Не важно, чем живет страна, важно, чем живет художник, который потом, независимо от страны, даст мысль, идею. А сегодня художник считает мысль факультетом ненужных вещей. Поэтому я настроен довольно мрачно», — рассказал в одном из интервью «Труду» выдающийся аниматор. По мнению Норштейна, и в российской мультипликации, и в кинематографе в целом есть только отдельные выдающиеся личности, которые, несмотря на сложные времена, продолжают нести свое знамя и делают то, что должны.
Однако сложна ситуация не только с творцами, но и со зрителями. Да, последние несколько лет ознаменовались настоящим бумом анимационного кино, но, как показывает статистика, люди ходят на американские мультблокбастеры, бюджет которых исчисляется десятками миллионов долларов. Многие отечественные анимационные картины идут в ограниченном прокате в нескольких кинотеатрах, часто не доходят до провинции и практически не окупаются.
Согласно исследованиям компании Movie Research, по итогам 2010 года доля российской анимации в общих кассовых сборах мультфильмов составила всего 12%. В общей сложности начиная с 2004 года в кинотеатрах России было показано 20 мультфильмов. Из них окупились в прокате всего два: «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010) и «Илья Муромец и
В этом контексте поверить в то, что через пару лет «Союзмультфильм» станет производить анимацию, которая будут окупаться в прокате, практически невозможно.
Поэтому надежды на то, что в недалеком будущем «Союзмультфильм» сможет выйти на уровень самоокупаемости и уйти от госфинансирования, могут остаться просто надеждами.