Домоседов понять можно. Смотреть в городе не на что: прокопченные ветхие дома и разрушенные фасады впечатление оставляют тягостное.
В пригороде Норильска, Оганере, целый квартал недостроенных и брошенных домов. Весь жилищный фонд достался норильчанам еще с советских времен. Аварийных домов в городе очень много. Некоторые из них находятся в таком плачевном состоянии, и, судя по табличкам на них, которые предупреждают об опасности обрушения здания, никто ничего не предпринимает. Видимо, и сносить их никто не торопится — снос зданий обходится в копеечку. В городе словно ждут, пока дома сами обвалятся. К слову, комбинат снял весь жилищный фонд со своего баланса, передав его в не самом лучшем состоянии.
Долгострои — еще одна примета современного Норильска. Вот перед глазами здание спорткомплекса «Арена», строительством которого занялись в начале
После приезда в Норильск
Почему комбинат, обладающий столь внушительными финансовыми ресурсами, перекладывает финансирование модернизации собственной инфраструктуры не только на простых красноярцев, но и на всех нас? Разве хозяева „Норникеля“ все эти 15 лет получали баснословные барыши не в Норильске? Куда же все эти годы шла чистая прибыль?»
Лучше всех ответить на этот вопрос может генеральный директор «Норникеля» Владимир Стржалковский, которому предприятие выплатило по итогам прошлого года 25 млн. долларов. Сам глава «Норникеля» изредка посещает подведомственные предприятия. Но «туристом» Владимира Стржалковского за полярным кругом называют не только поэтому. Предыдущие места работы гендиректора одного из крупнейших в мире металлургических предприятий — Федеральное агентство по туризму и Министерство экономического развития и торговли, где он, занимая пост замминистра, курировал туристическую отрасль.
Однако по-настоящему большие деньги к Стржалковскому пришли за полярным кругом. Сразу после того, как с подачи Владимира Потанина
Другой акционер «Норникеля», «Русал», еще до назначения Стржалковского возражал против такой системы оценки персонала: «Рассмотрение кандидатур на пост главы одного из крупнейших в мире предприятий горной металлургии не может осуществляться по принципу „кто чей друг“. Нужно образование, профильный опыт и управленческий талант». Владимир Потанин выбрал другой путь и получил CEO из разряда тех управленцев, которые, видя, что акционеров «штормит», не прочь, как едко выразился Кричевский, «отжать немного денег».
«В 2009 году, несмотря на кризис, общие расходы российских предприятий ГК „Норильский никель“ на благотворительную деятельность составили около 382,6 млн. рублей», — значится в отчете «Норникеля» о корпоративной социальной ответственности за прошлый год. Цифра 382,6 млн. (50% годового вознаграждения Стржалковского) в документе выделена жирным. Среди главных благотворительных проектов компании — торжественное вручение выпускникам ГОУ КШИ «Норильский кадетский корпус» подарков — сумок для ноутбуков. Впечатляет.
Примерно в ту же сумму — 375,3 млн. рублей — «Норникелю» обошлось «повышение качества предоставляемых услуг» в ведомственном санатории «Заполярье» в Сочи. Должность генерального директора санатория занял в 2008 году бывший туристический бизнесмен Андрей Уманский. Тогда же стартовала масштабная реконструкция «Заполярья», на которую «Норникель», по данным «Известий», готов потратить 4–5 млрд. рублей. Газета подчеркивает: «Стржалковским поставлена амбициозная цель превратить „Заполярье“ в самый качественный отель Сочи. Уже сейчас цены в санатории заметно выше средних для Сочи».
Андрей Уманский также упоминается в списке аффилированных лиц
Но рядовые работники комбината и жители Норильска не спешат разделять оптимизм корпоративной отчетности: они утверждают, что сотрудников «Норникеля» просто обязали летать рейсами NordStar. Да и со льготными ценами на билеты тоже не все однозначно: на встрече сотрудников ГМК с Владимиром Путиным Елена Туманова, работающая на руднике «Таймырский», пожаловалась, что семье из четырех человек, чтобы в летний период долететь до Москвы, нужно минимум 112 000 рублей. При этом средняя заработная плата на предприятиях «Норникеля» варьируется от 39 000 до 58 000 рублей.
«Авиакомпания, объявленная инструментом решения социальных проблем норильчан, сильно напоминает частный
Менеджмент «Норникеля» всегда обходил стороной проблемы города.
«По разным данным, в 2001–2009 годах город потерял порядка 8000 квартир.
Однако, пообщавшись с жителями Норильска, которые рассказали, как в реальности обстоит дело, Владимир Путин настойчиво пытался донести главную идею: «Нужно, чтобы все функционировали, каждый нес свою ответственность». «Как говорил святой Франциск, каждый должен ежедневно мотыжить свой участок», — уверенно заявил премьер. Но в том-то и парадокс Норильского промышленного района: «мотыжат» все, а плоды пожинают единицы.