Екатерина Дорошина, главный редактор журнала "Hair's How"
- Карл Несслер накрутил пряди волос своей жены Катарины на двенадцать накаленных латунных стержней длиной тридцать сантиметров и весом по пятьсот граммов, связанных с электрическим аппаратом. Специальная система грузов и растяжек, напоминающая люстру, не допускала контакта бигуди с кожей головы. Волосы он пропитал каустической содой, а стержни нагрел до 100 градусов по Цельсию. Процедура продолжалась 5 часов подряд, пока голова фрау Катарины не покрылась кудряшками. Так мир получил "перманентную волну", или просто "перманент". Но эта химическая завивка предназначалась только для длинных волос, поскольку нагревающиеся аппаратом бигуди нельзя было приближать к голове более чем на четыре сантиметра. Сам раствор, меняющий структуру накрученных на бигуди волос, оставался варварски ядовитой щелочью. Парикмахеры называли этот способ "карманной завивкой", потому что волосы часто пережигались и ломались, и мастер украдкой прятал целые пряди в карман, молясь, чтобы жертва моды ничего не заметила.
Первая мировая война изменила многие представления. Понятие "работающая женщина" стало нормой. Новый образ жизни ввел свою моду и на прически: стали популярными короткие стрижки, для которых техника Несслера не подходила. В 1924 году чешский парикмахер Йозеф Майер предложил накручивать волосы на бигуди почти от корней до кончиков. Семь лет спустя на выставке-конкурсе Midwest Beauty Show в Чикаго Ральф И. Эванс и Эверетт Джи МакДоноу впервые продемонстрировали не нагревающуюся систему для завивки. Раствор бисульфита (кислые соли серной кислоты) парикмахер наносил на волосы клиентке, и та, не смывая его, отправлялась до утра домой. Потом этот раствор в салоне смывали, из-за чего метод получил название "завивка за ночь".
В столетней истории химической завивки был случай, когда она была запрещена. В 1943-м немецкие идеологи решили укрепить дух нордической нации... за счет женщин. Окрашивание и химическая завивка отдаляли немок от идеала, а потому были запрещены.
В 70-е годы "перманентная волна" вызвала настоящий шторм в умах и моде. Это было время "диско" и шевелюры в стиле "афро". Стрижки делались с учетом химической завивки, все прелести которой открыли для себя и мужчины. Это была настоящая "перманентная" революция.
Ирина Сыромятникова, преподаватель Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина, искусствовед:
- Самыми модными в начале минувшего века считались прически "бэби-комф", "а-ля гарсон", "Долли-систер". Кстати, существовала масса вариантов "бэби-комф", некоторые из них делались из мелко завитых волос. Постепенно эта прическа стала еще короче, появились ее варианты: "фокстрот", "полька", "танго". Делались прямые или боковые проборы, большие завитые чубы с одной стороны. Эти прически меняли и моду на шляпки, поля которых укорачиваются, украшаясь вуалетками, чучелами маленьких птичек. Модны стали шляпки-каски, "амазонки", кепи, фуражки и, конечно, "шантеклер", которые напоминали куриные головки с изящным гребешком из золотистых фазаньих перьев. Стал меняться и грим лица: глаза и губы красились интенсивнее, появились накладные ресницы, придавшие модницам загадочность. После революции трудящиеся женщины, работницы предпочитали стрижку "под гребенку", на косой пробор с непременной красной косынкой, беретом - у активисток.
Лидия Громова, коренная москвичка:
- Я пришла работать в парикмахерскую N 17, которая располагалась на улице Горького между Маяковской и Белорусской в 1942 году. Война в самом разгаре. Все живут одним днем. Но в парикмахерских - очереди: не пугают даже налеты немецкой авиации. Помню, объявляют воздушную тревогу, в парикмахерской отсоединяют провода, нагревающие коклюшки, и клиентка с накрученными волосами бежит в бомбоубежище, потом, после отбоя тревоги, возвращается, чтобы продолжить завивку! Сделав, как сейчас сказали бы, гламурную шестимесячную завивку, они фотографировались и свои фотографии отправляли любимым на фронт. Кстати, перманент делали и мужчины - не только гражданские, но и военные! Молодые ребята, сделав кудрявый чубчик, уходили на войну.
После Победы парикмахерские зажили особой жизнью: всем хотелось праздника, именно тогда мы и начали работать с 7 часов утра. Считалось, что женщина должна раз в неделю посетить мастера, чтобы уложить волосы, сделать маникюр. Так оно и было! Ведь сделать прическу стоило 80 копеек, а маникюр - 30. Тогда на экраны вышло много трофейных фильмов, и модницы старались своей прической походить на западных звезд - Грету Гарбо, Марлен Дитрих, Марику Рекк, да и перманент наших отечественных - Целиковской, Серовой не давал им покоя.
"Горячий" перманент укладывали щипцами, а "холодный" - парикмахер руками укладывал "волны", скрепляя их специальными прищепами, и сушил. До сих пор перед глазами, как работали наши лучшие мастера Раиса Тарганова, Вера Котыхова...
Капиталина Лазаренко, заслуженная артистка России:
- Я вспоминаю фестивальную Москву 1957 года, когда к нам приехала молодежь со всего мира. После форума модно все экстравагантное: юбки на кринолинах, узенькие талии, галстуки "пожар в джунглях", обувь "на манке", брюки "дудочка"... Все танцуют буги-вуги, рок-н-ролл. В парфюмерных магазинах нарасхват бриолины, репейное масло: ими в домашних условиях модницы и модники, которым отныне с легкой руки карикатуриста "Крокодила" Беляева имя "стиляга", укладывают перманент. Улица Горького превращается то ли в Бродвей, то ли в огромный подиум, по которому дефилирует модная Москва.
Как молоды мы были! Рассматриваю фотографии минувших лет и думаю о неиссякаемой тяге к красоте: несмотря на войны, революции, депрессии, демографические взрывы и прочие глобальные и локальные перемены...
Анастасия ЗАВОРОТНЮК: К кудряшкамя отношусь хорошо!
Увидев самую любимую актрису россиян Анастасию Заворотнюк в качестве одной из ведущих передачи "Танцы на льду" с прической, похожей на знаменитый перманент, многие телезрители подумали: неужели химическая завивка снова вошла в моду?
Нашему корреспонденту приходилось бывать на съемочных площадках и сериала "Моя прекрасная няня" (СТС), и "Танцев на льду" ("Россия") и наблюдать, как гримеры и стилисты то и дело преображают внешность Анастасии Заворотнюк. Выбору прически звезда придает большое значение.
Природа наградила Анастасию прямыми волосами, поэтому иногда, если того требует образ, их приходится завивать. Актриса любит, когда у нее на голове кудряшки. Обо всех неудобствах, связанных с созданием такой прически, говорит с юмором: "Что поделаешь? Часто приходится даже спать с бигуди на голове, чтобы завивка продержалась до вечера". Словом, к кудряшкам Заворотнюк относится хорошо, но вот к шестимесячной химической завивке, столетие которой мы сейчас отмечаем, не очень. Почему? На этот вопрос Настя отвечает так: "Каждой прическе свое время. То, что было модно вчера, сегодня неактуально. К тому же химия не способствует здоровью волос. А я своими волосами очень дорожу!"