ЗОЛОТАЯ ЛИХОРАДКА В РАЙОНЕ ИКШИ,

Мы привыкли думать, что газетные сенсации, финансовые пирамиды, дорогостоящие прожекты - это приметы именно нынешних дней. Как же мы ошибаемся! Уже в начале прошлого века всего этого добра было предостаточно, а некоторые исторические хитрости и уловки открываются только сейчас.

ПРИЗРАК ЗОЛОТА
К северу от Москвы обнаружено золото! Такой сенсационной информацией ошарашили читателей корреспонденты московских газет летом 1903 года.
Действительно, безымянные ручьи и речушки в тех местах изредка радовали энтузиастов-старателей "сувенирами" в виде мельчайших золотых крупиц. Один из путеводителей по Подмосковью, изданный пару лет спустя, упоминает об этом факте весьма лаконично. "Близ станции Икша Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги найдены золотоносные россыпи, золото находили в хрящеватых валунных наносах ледникового происхождения".
В незапамятные времена мощный ледник, двигающийся с севера, сгреб откуда-то массу камней и оставил их там, где теперь обозначена на картах Клинско-Дмитровская гряда. Среди тех камешков некоторые оказались с золотой начинкой. Впрочем, геологи, обследовавшие окрестности Икши, дали пессимистический прогноз: реальных шансов добыть в московском Клондайке хоть сколько-нибудь значительное количество драгоценного металла нет.
И все же нашелся тогда, в начале ХIХ века, предприимчивый человек, решивший обогатиться на икшанских россыпях. Один из местных помещиков, некто Пономарев, публично объявил о создании акционерного общества для организации на принадлежащих ему землях промышленной добычи подмосковного золота.
Удачная рекламная кампания быстро принесла Пономареву ожидаемые результаты. От москвичей, желающих приобрести акции нового коммерческого предприятия, отбою не было. В самый разгар этой "золотой лихорадки" нервы г-на Пономарева не выдержали - не устоял он перед соблазном поскорее ухватить верный денежный куш и, присвоив часть денег, вырученных от продажи акций своей золотодобывающей компании, попытался скрыться. Беглеца задержали, хотели даже упечь в тюрьму. Однако у помещика-"старателя" нашлись влиятельные защитники, которые в конце концов сумели выручить его из беды.
О дальнейших похождениях этого ловкача ничего не известно. Ну а золотишко подмосковное так и осталось до сих пор чем-то вроде красивого миража.
КОМПОЗИТОРА МЕНДЕЛЬСОНА ЛИКВИДИРОВАТЬ
Каждый, кто бывал в Большом зале Московской консерватории, наверняка обращал внимание на украшающие стены овальные медальоны с портретами знаменитых композиторов.
Портретов 14: Глинка, Бах, Моцарт, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Вагнер, Бородин - на правой стороне зала, а на левой - Чайковский, Бетховен, Мусоргский, Шуберт, Шопен, Шуман и Рубинштейн.
Под каждым портретом на мраморной табличке вырезана фамилия, естественно, с соблюдением правил старой орфографии (зал-то построен более века назад): Вагнеръ, Чайковскiй и т.д. Однако если приглядеться, можно обнаружить некоторые нестыковки. К примеру, на табличках написано "Мусоргский" и "Даргомыжский" - на современный лад, без использования архаической "i". А у Римского-Корсакова и вовсе несуразица: первая часть его фамилии вырезана по новым правилам - "Римский", вторая же - с дореволюционным "твердым знаком" на конце - "Корсаковъ".
Подобные орфографические казусы возникли после того, как в 1953 году в Большом зале консерватории заменили некоторые из портретов. Тогда в СССР проводилась инициированная Сталиным кампания по борьбе с "безродными космополитами", и некий бдительный руководитель вдруг обнаружил, что стены главного концертного зала столицы украшают в основном изображения всяких немцев-австрийцев.
Решено было восстановить строгий паритет славянских и неславянских композиторов. В итоге появилось изображение Мусоргского на месте портрета Гайдна, Даргомыжского - взамен Генделя, поляк Шопен сменил немца Глюка, а Мендельсон уступил свою позицию в овальной раме Римскому-Корсакову. Соответствующим образом поменяли и таблички с фамилиями. Однако по недосмотру наделали в них ошибок - старые-то правила орфографии уже успели подзабыть...
ГДЕ ДЕСЯТЫЙ ВОКЗАЛ?
По числу железнодорожных вокзалов Москва является чемпионом России. Однако мало кто знает, что незадолго до революции к 9 существующим "пассажирским дворцам" хотели добавить еще и десятый.
Вероятнее всего, он получил бы название Виленский или Вильнюсский. Но осуществлению этого замысла помешала начавшаяся 1-я мировая война и последовавшие вслед за ней социальные бури.
В 1910 - 1912 гг. успели подготовить лишь эскизный проект новой стальной магистрали. Она должна была связать Москву с нынешней столицей Литвы. Для сооружения вокзала Виленской железной дороги наметили несколько мест: на Ходынском поле; в Дорогомилове, рядом с уже построенным Брянским (Киевским) вокзалом; на Пресне у Ваганьковского кладбища; в районе Хамовнической набережной, неподалеку от Крымского моста.
Рельсовую колею предполагалось тянуть напрямик через Поклонную гору, прорезав ее глубокой выемкой. Кроме того, Московско-Виленская дорога прошла бы через нынешние "заповедники" элитного жилья: Крылатское, Усово, Уборы...
Так, может, оно и к лучшему, что начавшиеся военные действия помешали превратить этот проект в реальность?
"МЕДНЫЙ ВСАДНИК" ПРИСКАКАЛ В МОСКВУ
Памятник Юрию Долгорукому - из числа самых знаменитых московских монументов. В конце 1980-х бронзового князя решено было капитально отреставрировать. И вот тут специалистов, занимавшихся столь непростой работой, ожидал сюрприз.
Обследуя поверхность скульптуры, они обнаружили несколько миниатюрных барельефных картинок, о существовании которых прежде ничего не было известно. Авторы памятника А. П. Антропов, С. М. Орлов и Н. Л. Штамм поместили на медальонах, украшающих сбрую лошади, изображения нескольких известных памятников Петру I, в том числе и знаменитого "Медного всадника". А на пряжке княжеского пояса, стягивающего кольчугу, скульпторы оставили и собственные портреты - в виде барельефных профилей.
При реставрации все эти "тайные знаки" были сохранены.
ТРОФЕЙ ИЗ ПОДЗЕМКИ
После окончания войны из побежденной Германии было отправлено в Россию много всякого добра - в качестве компенсации за понесенный СССР ущерб. Среди прочего на восток уехали и 120 вагонов берлинской подземки.
В Москве трофеи сразу же отправили в ремонт: часть привезенных вагонов оказалась в плачевном состоянии, поскольку они какое-то время находились в тоннелях берлинского метро, заполненных водой по приказу Гитлера. Кроме того, предстояло еще "переставить" германскую технику на широкую русскую колею, переделать кое-что в электрооборудовании...
Лишь два года спустя, в июне 1947-го, первый "импортный" состав начал курсировать от "Парка Культуры" до "Сокольников". А в 1949 году уже все 120 берлинских вагонов, которым присвоили для обозначения индекс В, возили москвичей по подземным трассам.
Привезенное из Германии пополнение отличалось от метропоездов советского производства. У большинства "немцев" было по три двери, крыша в виде арки со стеклянными фонарями и наполовину ручное управление работой дверей: электропривод использовался лишь для их закрывания, а вот открывать створки должны были сами пассажиры (но только по команде машиниста поезда).
Век подземных трофеев оказался недолог. Из-за отсутствия запасных деталей уже через 5 - 6 лет едва ли не треть вагонов В пришлось снять с линии и отправить в резерв: их потихоньку стали разбирать на запчасти. А после того как в 1958 году была пущена Филевская линия, немецкие вагоны отправили работать на этом радиусе. Ведь поизносившуюся заграничную технику было не жалко эксплуатировать под дождем и снегом на наземных участках новой трассы.
Последние трофейные вагоны из берлинской подземки пошли на слом в 1966 году.