ЗДРАВСТВУЙ, МОЯ, ПОНИМАЕШЬ, МУРКА!
И Марина Козлова начала рассказывать все (что можно, конечно) о такой малоизвестной обывателю милицейской науке, как фонография.
- Дело в том, что при пародировании изменение голоса происходит за счет утрирования голосовых особенностей оригинала: интонации, произношения отдельных звуков, тембра, темпа. Но многие из этих параметров зависят только от физиологических особенностей человека: структуры черепа, анатомического строения голосового аппарата - например, длины гортани. А их изменить невозможно.
Тем не менее эксперты в своей обширной практике сталкивались и с "Борисом Ельциным", и с "Владимиром Жириновским". Несколько лет назад в дежурную часть ГУВД столицы начал упорно звонить мужчина, который голосом Ельцина с характерным "понимаешь" приглашал девушек-операторов к себе в загородную резиденцию. Шутника нашли быстро, но, поскольку состава преступления в его действиях не было, уголовного дела не возбудили. Напуганный столь пристальным вниманием милиции к своей скромной персоне, "Ельцин" приутих.
А мужчина с голосом Жириновского проходил по уголовному делу о банковским махинациях. Он оказался щуплым, маленького росточка - эдакий мужичок с ноготок. При этом Владимира Вольфовича он не пародировал - очень похожий голос был у него от Бога.
Интересно, что далеко не всегда специалистам удается определить, кому принадлежит голос: мужчине или женщине. Так, в службу "02" несколько раз звонил неизвестный, который говорил о себе в мужском роде, но при этом его голос можно было охарактеризовать как низкий женский. Аноним рассказывал, что на улице к нему подошли двое темноволосых мужчин в черной одежде с черными пакетами в руках и сказали, что взорвут телецентр или вокзал. Когда звонившего нашли, им оказалась женщина.
Часто экспертам с помощью аудиозаписи необходимо подтвердить те или иные события. Например, что человек выходил из комнаты или пересчитывал деньги. Однажды в ЭКЦ предоставили кассету, на которой было слышно, как человека душили.
ПО-ЛЮБОМУ БЕСПРЕДЕЛ ПОЛУЧАЕТСЯ
Безусловно, с помощью фоноскопии можно узнать многое. Как-то к специалистам ЭКЦ обратились за помощью из областной прокуратуры. Задержанный мужчина признался в убийстве. На следственном эксперименте он в подробностях рассказал, как все происходило, а потом от своих слов отказался: мол, оперативники заставили его выучить написанный текст. И теперь экспертам нужно было установить, являлась ли его речь спонтанной или заученной.
- Это было очень сложно, - вздыхает Марина Козлова. - Нам пришлось изучать речевые характеристики, анализировать лексику. Подозреваемый вел со следователем неформальный диалог, используя контактно-установочные выражения: "А правда?", "Правильно?", "Ведь так на самом деле?". И так он ему надоел с этим своим "Правильно?", что следователь не выдержал и ответил: "Да не знаю я, правильно или нет!" Помимо этого было много других элементов, которые позволяли предположить, что его речь не была заучена. Да, так мог говорить человек, который ее обдумывал, но спонтанность все же присутствовала.
Речь, хотим мы того или нет, может многое о нас рассказать. Например, о профессии. Всем известно, что "компАс" говорят моряки, "дОбыча" - горняки, а "в адрес" едут сотрудники милиции. Так же можно запросто выяснить, где вы родились или выросли.
- Местность, где формировалась речь, всегда накладывает на человека свой отпечаток, - утверждает Марина Николаевна. - Он будет использовать территориальный диалект либо на уровне лексики, либо на уровне звуков. Согласитесь, любой распознает украинца по характерному произношению. Конечно, если человек долго живет в столице, диалект может смазаться. Кстати, проще всего избавиться от глухого "гэканья". Но интонационные особенности, ритмическая организация речи останутся. И как бы Дмитрий Дибров, Лариса Долина, другие известные люди, выросшие на юге, ни старались говорить по-московски, все равно на уровне интонации что-то проскочит.
Что касается лексики, то на юге России свеклу называют бурак, ковшик - корчак. Есть отличия даже в речи москвичей и петербуржцев. В Питере подъезд называют парадной, бордюрный камень - поребриком, а батон - булкой.
Существует определенная мода на слова и выражения. Несколько лет назад все сплошь и рядом решали свои проблемы, задачи и вопросы только "по-любому". А сейчас к месту и не очень используют слово "беспредел" и словосочетание "как бы".
НЕЦЕНЗУРНЫЕ "ИЗЮМИНКИ"
Конечно, по тому, как говорит человек, можно определить уровень его образованности. Вот только наличие вульгарных выражений абсолютно ни о чем не говорит. Использовать их могут как малограмотные люди, так и вполне образованные.
- Достаточно часто, прослушивая запись, мы слышим, что люди, используя мат, обходятся с ним весьма своеобразно, даже виртуозно, - говорит Марина Николаевна. - Мы даже одно время специальную тетрадь вели, в которую записывали такие "изюминки". А другие матерятся примитивно.
Тетрадь Марина Николаевна дала посмотреть. Даже вполне пристойные откровения впечатляют. Например, такие:
"У меня трое сыновей, две дочери и любимые две жены. Не знаю, как дальше сложится, но пока еще любимые".
"Из одного окна моего кабинета виден Майами-Бич, а из другого - Магадан".
Вполне возможно, не за горами то время, когда по голосу эксперт сможет описать даже внешность человека. Вот тогда и закончится эра телефонных террористов.
КАК УВИДЕТЬ ГОЛОС
Фоноскопия - это исследование голосовых характеристик человека. С ее помощью производят идентификацию личности, то есть выясняют, кому именно принадлежит голос, записанный на аудиокассете. Этот вид экспертизы чаще всего используют при расследовании уголовных дел по взяткам, коммерческому подкупу, вымогательствам, разнообразным мошенничествам и, конечно же, телефонному терроризму.
Фоноскопию проводят два специалиста: лингвист и инженер. Лингвист исследует особенности лексики, а инженер при помощи специальных программ измеряет различные характеристики голоса. В этом случае речь можно не только услышать, но и увидеть, поскольку на экране компьютера она предстанет в виде синусоиды. Также специалисты легко установят, был ли произведен монтаж записи.
АНЕКДОТ НА ТЕМУ
Звонит мужчина из телефона-автомата:
- Алло, это милиция?
- Милиция.
- Все вы - дураки, и работать вы не умеете.
Перебегает к следующему:
- Алло, милиция? Все вы - дураки, и работать вы не умеете.
Бежит к третьему:
- Милиция? Все вы - дураки, и работать вы не умеете.
Тут его сзади по плечу хлопают:
- Слышь, мужик! Как можем, так и работаем.