В ХОД ПОШЛИ БУЛЫЖНИКИ

После того как катер французских ВМС преградил путь кораблю, пять военных вертолетов взяли его в кольцо, и на палубу на тросах спустились 50 спецназовцев в полной экипировке и при оружии. Несколько десятков человек, находившихся на борту, не говоря уже о команде, не оказали сопротивления и в считанные минуты оказались в наручниках. Нет, речь не идет об учениях местных десантников, а о самой настоящей боевой операции, которая была осуществлена по распоряжению премьер-министра Франции Доминика де Вильпена.

К столь решительным мерам правительство прибегло после того, как группа корсиканских профсоюзных активистов захватила в марсельском порту сухогруз "Паскаль Паоли", принадлежащий компании SNCM ("Национальное общество Корсика Средиземноморье"). Дело в том, что накануне правительство решило приватизировать эту убыточную государственную компанию, которая осуществляет транспортные перевозки между Корсикой и городами французского Средиземноморского побережья. Нашелся и покупатель в лице инвестиционного фонда с названием явно не французского звучания - "Батлер кэпитал партнерз". Рабочие SNCM, обеспокоенные тем, что новые хозяева начнут свою деятельность с массовых увольнений, объявили забастовку. Их поддержал довольно решительный Профсоюз корсиканских трудящихся (ПКТ).
Манифестациями, петициями и другими входящими в рамки существующих законов акциями стачечники решили не ограничиваться, и тогда отчаянные головы совершили захват сухогруза, пришвартованного в марсельском порту. Капитан корабля и команда во избежание телесных повреждений и порчи имущества подчинились требованиям налетчиков. Те же потребовали сняться с якоря и взять курс в открытое море. Генеральный секретарь ПКТ Ален Москони при этом объявил, что корабль, носящий имя национального героя острова, "принадлежит Корсике, и они намерены его туда возвратить". Одновременно прокуратура Марселя возбудила уголовное дело, ибо угон кораблей и захват экипажей по французским законам приравнивается к подобным действиям в отношении авиалайнеров, а за это по закону их организаторам и исполнителям полагается тюремное заключение сроком до 20 лет.
Мятежный сухогруз уже подходил к корсиканскому городу Бастия, когда он был освобожден десантниками. В сопровождении военных катеров корабль взял курс на континент и уже вечером в минувшую среду прибыл в порт Тулон. По сообщениям с места, четверо зачинщиков невиданной акции протеста были переданы в руки морской жандармерии, остальные ее участники избежали такой участи.
На этом можно было бы поставить точку, но решительные действия властей вызвали бурную реакцию трудящихся. Забастовал порт Марселя, над которым также нависла угроза приватизации. Сейчас у его причалов заблокировано 32 корабля, а еще 19 ждут на рейде, не имея возможности разгрузиться. Но самые бурные события развернулись на Корсике. В Бастии и в ряде других городов начались массовые столкновения между рабочими компании СNCM, присоединившимися к ним националистам разного толка и полицейскими отрядами. В ход идут булыжники, корабельные сигнальные ракеты, местами яркими факелами загорелись автомобили. Корсиканцы требуют освободить арестованных товарищей. Один из лидеров местных националистов Жан-Ги Таламони обвинил правительство в нарушении ранее заключенного соглашения, по которому, если верить его словам, власти обязались разрешить конфликт, не прибегая к силовым методам.
В свою очередь, министр транспорта Доминик Пербен дал понять, что государство, идя навстречу требованиям забастовщиков, готово оставить за собой 25 процентов акций транспортной компании. Удовлетворит ли тех подобный компромисс? Как здесь полагают, вряд ли.