В Лондоне состоялся очередной, шестнадцатый по счету, саммит Российская Федерация - Европейский союз на высшем уровне. История подобных встреч, от первой (1998 год) в Бирмингеме до последней (2005-й) в Москве, показывает, что это важнейшее событие мировой политики. Причина - огромный потенциал партнерства по формуле “25+1”, образуемой РФ, ЕС и государствами-членами, их ответственность за обеспечение безопасности, регулирование экономических процессов.
Как показывает восьмилетняя история саммитов Россия - ЕС, все они способствовали формированию системы стратегического партнерства России на базе трех “Д”: доверия, диалога, действия. Главная задача лондонского саммита на фоне традиционной повестки двусторонних отношений (энергодиалог, инвестиции, Калининград, положение русскоязычного населения в Балтии и т. п.) и международных проблем (реформа ООН, Иран, Балканы, Ближний Восток, Афганистан, борьба с международным терроризмом и др.) - анализ реализации четырех “дорожных карт”. С момента их принятия (Москва, май 2005 года) прошло несколько месяцев. Но некоторые предварительные итоги можно подвести. Сегодня акцент переносится на интенсификацию сотрудничества, избавление его от искусственных препятствий, попыток менторства в отношении России (что особенно заметно в поведении ряда новых членов ЕС). Россия и ЕС должны приближаться к уровню интеграционного взаимодействия. Предпосылки к тому имеются. Так, по итогам 2004 года товарооборот между Россией и ЕС достиг 125 млрд. долл. На долю ЕС приходится более 50% российского внешнеторгового оборота и около 70% накопленного иностранного капитала в экономике России. РФ занимает пятое место в списке стран - экспортеров в ЕС (объем экспорта в 2004 году - 91 млрд. долл.) и шестое место среди покупателей европейской продукции (34 млрд. долл.). Россия возглавляет список стран-поставщиков ЕС природного газа и находится на второй позиции по поставкам нефти и нефтепродуктов. В рамках продолжающегося энергодиалога предусмотрено наращивание поставок российских энергоносителей (Северо-Европейский газопровод, Ямал - Европа), включая электроэнергию в страны ЕС, а также встречные инвестиции в топливно-энергетический комплекс России.
Позитивное взаимодействие РФ - ЕС в решении таких проблем, как борьба с международным терроризмом, наркотрафиком из Афганистана, урегулирование конфликта между Израилем и Палестиной, укрепление международного режима нераспространения, дополняет сотрудничество в торгово-экономической сфере...
Внешняя политика России относится к европейскому направлению, в том числе и к взаимодействию с реформированным Евросоюзом, предельно прагматично. Особое место занимают международно-правовые инициативы российской стороны. Например, о заключении межправительственных соглашений о взаимном прямом допуске иностранных ценных бумаг на национальные торговые площадки; по ветеринарии; о сотрудничестве в области рыболовства; о торговле ядерными материалами; в области реализации Киотского протокола и др. Думается, что эти наработки должны быть дополнены специальным планом действий Федерального Собрания России и Европарламента, а также проектами сотрудничества регионов РФ и ЕС.
Соответствующая работа проделана и нашими европейскими партнерами. Важно, чтобы в их деятельности преобладал комплексный подход, не было допущено селективности по политическим или иным мотивам, не происходил отход от согласованных с РФ позиций. Сегодня перед сторонами стоит задача - сформировать генеральный план взаимодействия на основе совпадающих политико-правовых, экономических и технологических интересов.
Лихачев Василий,
заместитель председателя Комитета по международным делам Совета Федерации, доктор юридических наук.