- Кто бы ни стоял за этим преступлением, - сказал он, - это нелюди, которые поставили себя вне закона, вне общества. Бандитам, стреляющим в детей, нет и не может быть пощады. Пробле-мы борьбы с терроризмом нельзя решить только лишь путем наращивания войсковых соединений. Здесь нужны дру-гие подходы. Террористы делают ставку на внезапность. Следовательно, должна быть налажена агентурно-оперативная работа, разработаны конкретные адресные опера-ции против них. Для того чтобы победить терроризм, нужны не вой-ска с танками, а прежде всего своевремен-ная оперативная информация, упреждающие решительные действия.
- Алу Дадашевич, позвольте задать вопрос, видимо, не очень корректный: не боитесь, что террористы начнут охотиться за вами так же, как за покойным Ахматом Кадыровым?
- Я прекрасно понимаю, что, возглавив Чеченскую республику, где идет борьба с мракобесием и международным терроризмом, становлюсь объектом N 1 для различного рода экстремистов. Для меня это не ново - я уже пережил четыре покушения, около десяти раз подвергался нападениям. Если бы основной заботой для меня была жизнь, то, наверное, не вернулся бы в республику. Идущие в республике позитивные перемены уже необратимы. Не будет меня - придет другой, но курс на мир, на согласие, на созидание будет набирать силу.
- Ожидаются ли с вашим приходом к власти какие-то перемены в правительстве? В Госсовете Чечни, например, говорят, что намечаются большие кадровые чистки в МВД республики.
- Я член команды Ахмат-Хаджи Кадырова, которая пришла к власти 5 октября 2003 года и взяла на себя ответственность за реализацию программы развития Чечни, за ее восстановление. Мы четко знаем, что и как должны делать, поднимая республику из руин. Однако жизнь меняется, а вместе с ней меняется и тактика наших действий. Ситуация в республике сложная, побуждает нас к новым подходам, в том числе к определенным переменам в правительстве. И они будут, каждый чиновник, а особенно высокого ранга, должен работать на том участке, на котором он способен выполнять свои должностные обязанности компетентно и в полном объеме.
- Готовится принципиальный шаг - передача функций государственного заказчика по восстановлению республики из федерального центра правительству Чечни...
- Да, с 1 января 2005 года такие функции пере-даются республиканскому правительству. Это очень важно, потому что в наш адрес звучит много претен-зий по поводу растрат и нецелевого использования бюджетных средств. А когда начинаем проверять факты хищений, то никаких концов найти невозможно, как и получить вовремя соответствующие документы. Нынешний механизм финансирования Федеральной целевой программы очень заскорузлый, не реагирует на быстро меняющуюся ситуацию в республике, не "чувствует" ее основные потребности. Москва предписывает нам восстанавливать тот или иной объект по своему усмотрению, хотя нам нужен в первую очередь, скажем, цементный завод, а не спортзал. Думаю, будет полезнее, когда мы сами начнем планировать, сколько денег направить на строительство цементного завода, а сколько, например, на кинотеатр. Для меня сегодня ясно одно: руководство республики должно само определять очередность объектов, которые нужно восстановить. Естественно, при жесткой системе независимого контроля.
- Выплата компенсаций за утраченное жилье породила в республике новый размах коррупции. Люди жалуются, что чиновники выплачивают деньги только в том случае, если делишься - 50 на 50...
- Выплата ком-пенсаций - действительно очень острый для республики вопрос. К сожалению, злоупотребления есть. Сегодня предпринимаются жесткие меры для того, чтобы выплаты дошли до тех, кто в них нуждается. Ситуацию взял под контроль Общественный совет, который я возглавляю. Уже выявлено свыше 10 тысяч документов, подготовленных для получения компенсаций без оснований. Мы не допустили этих выплат, вовремя выявив нарушения. По факту должностных злоупотреблений с компенсациями только за последний месяц в республике возбуждено 29 уголовных дел. Сейчас прокуратура республики готовит доклад по итогам проверки. Надеюсь, нам удастся переломить ситуацию.
- На встрече с чеченской общиной в Москве вы выразили готовность вести переговоры с Асланом Масхадовым. Оговариваете ли какие-то условия?
- Я не говорил, что готов вести переговоры с Масхадовым. Я сказал, что готов разговаривать со всеми, если этот диалог приведет к миру и безопасности в Чеченской республике. Я предлагаю всем, кто действительно хочет мира нашей республике, извиниться перед народом за все, что произошло по их вине за эти годы. Все они прекрасно знают: народ 23 марта 2003 года ясно и четко высказал свою позицию на референдуме и сегодня уже от этого не отступит. Люди устали от войны и хотят жить в мирной обстановке. Бандитам пора это осознать и оставить народ в покое.
- Покойный Ахмат Кадыров большое значение придавал Договору о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Чеченской республикой. Готов ли он?
- Работа над ним практически завершена. Планируем подписать его весной будущего года. Я твердо уверен: договор будет мощным стимулом развития республики. В нем заложены принципы, способствующие ускорению темпов экономического роста. Так, в соответствии с Договором предполагается объявить Чечню свободной экономической зоной. Более того, Договор значительно расширяет полномочия руководства республики в сфере торгово-экономи-ческого и культурного сотрудничества с рос-сийскими и зарубежными партнерами. Это важ-ный стимул для восстановления экономи-ки. В то же время в договоре строго закреплено: Чеченская республика - неотъем-лемая часть Российской Федерации.