ПАГУБНЫ ПУТИ СКОЛЬЗКИЕ

Уважаемый Владыко! Содержит ли соприкосновение и взаимодействие с иноверным и инославным миром

Уважаемый Владыко! Содержит ли соприкосновение и взаимодействие с иноверным и инославным миром угрозу нашей православной идентичности? Часто ли различия, какие-то столкновения вероисповеданий оборачиваются религиозными конфликтами и противостояниями?
(Людмила Ч-на, Астрахань).
- Надо сказать, что в России исторически такие столкновение никогда не было опасным. Удивительно, но русские люди всегда жили с инородцами и неединоверными людьми в мире. Исключения бывали только в тех случаях, когда чужая вера и чуждые стандарты жизни навязывались нашему народу силой или посредством прозелитизма, похищения душ - вот тогда мы все как один вставали на защиту нашего образа жизни, нашей веры. Ну а если нам не пытались навязывать силой иной образ жизни, то мы удивительно мирно, я бы сказал, гармонично сосуществовали с людьми иных взглядов. Возможно, именно благодаря тому, что Ф.М. Достоевский называл "всемирной отзывчивостью" русского человека, наша земля не оросилась кровью религиозных войн. Скорее, наоборот, можно говорить о сложившейся в далекой древности модели мирного сочетания этих разных религиозных и жизненных стандартов. Поэтому в Российской армии бок о бок сражались православные и мусульмане, защищая свое общее Отечество. Было уважение к опыту друг друга, невмешательство в этот внутренний опыт.
Помнится, в одном из ваших выступлений отмечалось, что отход от церковного Предания означает ересь. Правомерно ли в связи с этим говорить о ереси католицизма, о котором у нас высказывается столько негативных мнений?
(Юрий Анущин, Москва).
- Православная церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в лоне церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах. Никогда во Вселенском Православии на официальном уровне расхождение с западными христианами не квалифицировалось как следствие их ереси, ибо сделать это был бы правомочен только Вселенский Собор. Однако Вселенских Соборов в новейшей истории, как известно, не было. Кроме того, ни один из Поместных Соборов Православных церквей не анализировал католические догматы с точки зрения уклонения в ересь, хотя их отличие от православного вероучения существенно. И поэтому в общецерковном сознании разделение православных и католиков воспринимается как нечто большее, чем просто раскол. И так будет продолжаться до тех пор, пока тысячелетняя проблема разделения церквей не получит того или иного решения.
Современная жизнь как бы сама подталкивает юношу или девушку вступить на весьма скользкие пути, дабы заработать на жизнь. Можно ли противиться этому диктату душевредных обстоятельств? И как православному молодому человеку строить свою жизнь в подобных условиях?
(Олег Истомин, Курская область).
- Лучше, чем Псалмопевец, не скажешь - "Как юноше содержать в чистоте путь свой? - Хранением себя по слову Твоему (Пс. 118.9). Что это значит - хранить себя? Не поступаться личным достоинством, душевным миром ради денег и дешевых удовольствий - дешевых в том смысле, что их ценность несравнима человеческой личности. Распутство, пьянство, наркотики, нечестная нажива - все это разрушает человека духовно и физически. В конце концов, человек теряет от такой жизни всякую радость - душа пуста и неспособна к счастью, все, что манило, оказалось иллюзией.
Именно молодые люди становятся первыми жертвами пропаганды тотальной вседозволенности, разжигающей инстинкты и страсти, высвобождающей звериное и животное в природе человека. Опьяненные этим состоянием и нередко наркотиками, молодые люди становятся способными на преступление. Не убоюсь еще более сильного определения - мы имеем дело с попыткой создания небывалого доселе человеческого типа, воистину "нового человека", покорного велению своих инстинктов, живущего в мире, где все дозволено, и не ведающего смысла греха.
Желая подольститься к "продвинутой" молодежи, взрослые дяди и тети пытаются философствовать на тему о том, что все это вовсе не так плохо, что молодежная субкультура не должна отвергаться обществом, что таковы культурные коды нашего времени, над расшифровкой которых должны трудиться культурологи... Полагаю, что в этом проявляется либо лукавство, либо недомыслие... Молодым сегодня приходится делать трудный выбор. За то, чтобы оставаться самим собой, надо порой платить дорогую цену. Но дело того стоит.