Между тем существует серьезная проблема защиты транспортных артерий от разного рода неожиданностей. С каждым годом делать это становится труднее: трубопроводные магистрали, прослужившие не один десяток лет, все чаще выходят из строя. Основные причины - коррозия металла, а также проявление заводских дефектов. Металлу, как и живому организму, свойственны усталость и стресс. Поэтому у каждого участка магистрали - свой срок жизни в зависимости от среды обитания и сложности маршрута. Трещины, ржавчина выводят из строя и полутораметровые в диаметре гиганты, и более скромные газопроводы-отводы.
Протяженность российских газотранспортных систем составляет 160 тысяч километров. На многих участках ресурс прочности подходит к концу: по расчетам специалистов, к 2020 году требуется заменить около 23 тысяч километров труб. Вместе с этим необходимо решить еще одну задачу, связанную с повышением надежности магистральных газопроводов.
С этой целью и была создана система коррозийного мониторинга "Пульсар", разработанная на основе космических технологий по заказу Газпрома государственным предприятием "Парсек" совместно со специалистами ОАО "Газпром" и Академией технологических наук в 1993 году. По сути, это космический комплекс электрохимзащиты (ЭХЗ), установленный "на трубе".
- Мы должны иметь четкое представление, что же на самом деле происходит на трассе в данной точке в данный промежуток времени,- говорит директор ГУП "Парсек" Виталий Нестеров.- Поэтому начали с "коррозийного" этапа. От него идем к полному мониторингу газопроводной системы, который впервые будет внедрен на магистрали "Голубой поток".
За восемь лет работы система коррозийного мониторинга сумела завоевать доверие у газовиков и нефтяников. Аналогов в мире ей нет до сих пор, хотя некоторые зарубежные страны приступили к подобным разработкам. В России же первые аппараты поставили семь лет назад на краснотурьинском направлении, где пролегали 6 ниток газопроводов, на которых случалось более 20 взрывов в год. Профессионалы называют такие взрывы "отказами трубы". Когда установили "космическую" аппаратуру, аварии резко прекратились, ведь система позволяет вести наблюдение за состоянием труб бесконтактным способом и мгновенно передавать информацию о нарушениях в жизнедеятельности магистрали. Причем точно указывает, где именно и что происходит.
Сейчас такие аппараты стоят на белорусском направлении газопровода Ямал - Европа, в "Мострансгазе", в "Уралтрансгазе".
Аппаратура , предназначенная для коррозийного мониторинга, рассчитана на все российские особенности. Учитываются не только густонаселенные районы, но и обширные безлюдные территории. Например, владения "Севергазпрома" проходят по таким регионам, куда добраться можно только на вертолете. Следить за работой отдаленных объектов, а тем более своевременно устранять неполадки в таких условиях непросто. Специально для этого в "Парсеке" изготовили новый прибор (патент на изобретение, кстати, получили три дня назад), позволяющий регулировать работу станций катодной защиты.
Еще одно изобретение "Парсека" - прибор "Поиск-1" для диагностики труб - завоевало полное доверие всех газпромовских подразделений три года назад. Раньше газовики покупали эти приборы за границей.
Важность защиты транспортных артерий от химических, механических и многих других воздействий сегодня приобретает особое значение. Поэтому Газпром, а наряду с ним нефтяные, нефтегазостроительные, транспортные компании все шире стараются использовать научно-технический потенциал космических, авиационных, судостроительных, других предприятий. И это, надо надеяться, убережет от нежелательных сенсаций.