- Александр Альбертович, до 20 октября ваши предложения должны лечь на стол Владимира Путина. Что получит президент?
- Прежде всего, я надеюсь, президент поддержит идею развития избирательного законодательства. А развитие подразумевает принятие новых законов. Один из них принят в сентябре Государственной Думой в первом чтении. Речь идет о Законе "О выборах палаты представителей Союзного государства России и Белоруссии".
Мы полагаем, что необходимо принимать и новый закон о политических партиях. ЦИК считает, что существующую систему выборов российского парламента можно сохранить, но при этом необходимо внести существенные коррективы в вопрос о партийных списках. Политиков совершенно правильно критикуют за то, что в данные списки попадают никому не известные кандидаты. Так вот, если совместно с депутатами Думы мы разработаем закон о политических партиях, в котором будет регламентировано их демократическое устройство, гласность при формировании списков, финансовая прозрачность их деятельности, коллегиальность при принятии решений, то нам удастся устранить многие изъяны.
- Многие аналитики считают, что назрел ряд вопросов, связанных с уточнением некоторых процедур...
- Да, это так. Предположим, что проводятся досрочные выборы, как, например, в Самарской области. Действительно существуют моральные, профессиональные или иные причины, связанные со здоровьем, которые заставляют исполняющего обязанности главы республики, края, области сложить полномочия. Нормальная жизненная ситуация. Но, если этот человек вновь идет на досрочные выборы, такую ситуацию назвать нормальной нельзя. Именно поэтому законодатели должны внести уточнения для устранения подобных казусов.
- На днях в ЦИК обсуждалось соответствие региональных избирательных законов федеральному законодательству о выборах. К какому выводу вы пришли?
- Прогресс есть. Однако в ряде субъектов Федерации еще действуют нормы, которые противоречат федеральному законодательству. Что же делать? Во-первых, ЦИК обращает внимание субъектов Российской Федерации на существующие изъяны и предлагает им их исправить. Кстати, к нашим рекомендациям и заключениям очень внимательно относятся. Когда же нам не удается вовремя снять противоречия, действует следующее правило - если региональные законы противоречат федеральным, то применяются нормы федерального законодательства. Задача ЦИК обнаружить те подводные рифы, которые появляются на сложном избирательном пути. Давайте вместе обезвредим эти "мины".
- Есть ли у ЦИК возможности бороться с "черным пиаром", который, к сожалению, стал неотъемлемой частью любой политической схватки?
- Если агитация идет с нарушением финансовой составляющей предвыборной кампании, то раскрытием этих нарушений надо заниматься профессионально и грамотно. Необходимо доказать, что данный кандидат затратил на свою агитацию значительно больше средств, чем тот потолок, который предусмотрен законом, или использовал средства, помимо избирательного фонда. Это серьезная и кропотливая работа, но в конечном счете с ее помощью можно навести желанный порядок.
- Многие российские политики заявляют о том, что основным камнем преткновения предвыборной кампании может стать вопрос о возможности для президентов республик и губернаторов переизбираться на третий срок. Прокомментируйте данную ситуацию.
- Да, этот вопрос действительно очень актуален. Особенно остро он встанет в 2001 году, когда должны состояться выборы сначала в Татарстане, потом в Коми и Чувашии. Я полагаю, что нашим законодателям необходимо еще раз оценить ситуацию и, быть может, ее откорректировать. Необходимо наконец выработать общую позицию и на этом поставить точку.
- Одной из наиболее горячих точек на предвыборной карте страны стал Татарстан. Ранее вы уже заявили, что "если принятое парламентом республики решение о досрочных выборах не будет отменено, то судебные процессы будут преследовать их до самого дня голосования". Почему этот вопрос столь принципиален для ЦИК?
- Выборы должны состояться в предусмотренный конституцией республики срок. Все остальные предложения противоречат действующему закону. И обращения в суд начнут поступать не от ЦИК, а от тех противоборствующих сил, которые принимают участие в предвыборной кампании. Мы в этом убедились на практике многих прошедших выборов. Это приведет к очередным конфликтам, к очередному противостоянию. Понимая это, ЦИК не может, как страус, засунуть голову в песок и заявлять: "Ничего не видим и не слышим!" Поэтому мы говорим, что подобные решения могут привести к крупным неприятностям при организации выборов. Я надеюсь на мудрость руководителей Республики Татарстан.