Греф: экзамены и оценки убивают мотивацию к учению
Отменить экзамены вряд ли получится, но о смене их формата стоит задуматься
Руководитель Сбербанка Герман Греф считает, что школа должна со временем искоренить экзамены. Об этом банкир заявил на панельной сессии Сбербанка во время Восточного экономического форума во Владивостоке.
Человек с юных лет привыкает к тому, что его кто-то постоянно оценивает, а на экзаменах без оценки не обойтись. Подобная привычка негативно сказывается на будущем, отметил Греф.
«Я вам честно скажу одну из главных вещей, которые я вынес из школы, - я ненавижу процесс оценивания, я ненавижу экзамены. Это катастрофа… Одна из моих личных целей - убить экзамены», - цитирует Грефа ТАСС.
Банкир описал свои детские воспоминания, как учитель размышлял кого из класса вызвать к доске.
«И вот это когда «сегодня будет отвечать», и рука учителя начинает... И у меня сердце сжимается. Потом я считаю, применяя все свои математические способности, чтобы подсчитать, с какой скоростью движется палец и в какой части располагается моя фамилия на букву «г». Потом я понимаю, что он ее перевалил, я выдыхаю, и тут палец возвращается обратно», - вспоминал Греф.
Процесс обучения должен быть другим, поскольку «мы выпускаем людей уже с инвалидностью» и без мотивации к развитию - так Греф охарактеризовал последствия упорной политики оценивания в школах.
Раскритиковал глава Сбербанка и советскую систему образования. «Меня все время удивляет, когда говорят, что у нас в Советском Союзе была прекрасная школа. Но при этом ужасная экономика и так далее. Страна развалилась», - приводит слова Грефа «КП». Если советская школа была столь эффективна, почему же с остальными сторонами жизни было всё настолько плохо, резонно заметил глава банка. Оказываясь за границей, советский человек «был в ужасе», что у иностранцев «не растут рога», а западные магазины были полны товаров, напомнил Греф.
В то же время, за профессией учителя будущее, подчеркнул глава Сбербанка. По его мнению, нужно перейти от стандартизированной системы образования классно-урочного типа к персонально-ориентированному обучению на виртуальной базе. Задача школы будущего – ликвидировать страх ученика и заменить страх оценки извне на стремления ученика к самооценке. Это и разбудит мотивацию к дальнейшему развитию, а сейчас достаточной мотивации нет, считает Греф.
Глава Сбербанка уже анонсировал запуск образовательной «Платформы новой школы». С 1 сентября её начали тестировать 15 российских школ. На данный момент это благотворительный и бесплатный проект.
Рассуждения Грефа вызвали резкую реакцию у главы общественной организации «Родительское собрание» Константина Долинина. По его словам, Греф «ничего не родил» и не разбирается в образовании. Впрочем, Долинин признал: в школе стало слишком много бизнеса, она превращается в услугу и нуждается в переменах.
Более взвешенно прокомментировал идею Грефа депутат Госдумы Олег Смолин. Отмена экзаменов породит две прблемы, сказал он. «Значительная часть детей просто перестанет учиться. Потому что внутренних стимулов у них нет, а внешних не будет. И вторая проблема — возникнет вопрос, как и по каким критериям поступать в вузы и средние специальные учебные заведения», - цитирует Смолина RT. Простой отменой экзаменов детям не вернуть стремление к учёбе, подчеркнул он.
Отменять экзамены излишне, в них должно быть место творчеству, надо подумать о смене их формы, отметил президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.
«Надо напомнить господину Грефу, что мы уже встали на путь отказа от экзаменов, потому что появление единого госэкзамена привело к отказу от вступительных испытаний в вузы», — приводит ФАН слова первого зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Геннадия Онищенко. Он рассказал о том, что в детских садах уже появилась система баллов: малышей оценивают по уровню знаний и психологическим факторам. Расширение подобноей системы снизит необходимость в формальной оценке знаний, которую во многом справедливо критиковал Греф.
В Минпросвещения считают маловероятной отмену экзаменов в обозримом будущем. По окончании школы ребёнку нужна некая бумага, свидетельство о базовых знаниях и умениях, подчеркнул первый замминистра просвещения России Павел Зенькович.
Отметим, параллельно усилиям Сбербанка с его «Платформой новой школы» Минпросвещения меняет ОГЭ для девятиклассников и ЕГЭ для 11-х классов. В будущем учебном году в ОГЭ добавят возможность практических работ (компьютер на информатике и лабораторные опыты по химии).
По словам директора Института развития образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной, ЕГЭ всё больше отдаляется от привычной зубрёжки в сторону проверки умения понимать решения задач. Выпускникам стоит дать больше свободы в возможности выбирать, когда сдать экзамен, считает эксперт. В оследнее время вузы чаще учитывают результаты олимпиад даже у десятиклассников, а многие абитуриенты стандартным экзаменам предпочитают именно олимпиады. Это и понятно: можно распределить усилия по подготовке более равномерно в течение учебного года.